К социокультурной

ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА ОТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ БЫТИЯ

СЛОЕВОЕ СТРОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

(конспект)

Культура как система имеет три подсистемы:

- материальная.

- духовная,

- художественная.

Каждая из них имеет ряд модификаций.

Материальная культура:

- физическая,

- техническая,

социальные организации (политическая культура).

+материальное общение.

Духовная культура:

- мир знаний,

- мир ценностей,

- мир проектов.

+ духовное общение.

Художественная культура:

- пространственные искусства,

- временные искусства,

- пространственно-временные искусства.

+ художественное общение.

Онтологическая структура культуры может быть представлена как взаимодействие её модальностей.

Модальности (от лат. modulus – мера) культуры (или модусы существования культуры)– это формы её бытия:

  1. человеческая модальность: качества человека, которые не врождённы ему, а приобретены в ходе жизни (знания, умения, ценности, способности, потребности, отношение к себе и людям);
  2. деятельностная модальность: способы человеческой деятельности, в которых реализуются культурные качества человека;
  3. предметная модальность: опредмеченные плоды культурной деятельности человека, «вторая природа», создаваемая как искусственная среда его обитания (материальная, духовная и художественная).

(конспект)

Целый комплекс наук предоставляет нам многообразные данные о длительном процессе перехода от докультурноого состояния человечества к культурному.

Первый из них – процесс превращения биологической формы существования животных в социокультурную форму бытия человека.

Антропологи и археологи описывают все фазы этого процесса постепенного изменения анатомического строения тела очеловечивавшегося животного и его способности обрабатывать природные материалы, создавая из них свои «искусственные органы» (Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М., 1970).

Одна из этих фаз – питекантроп (обезьяночеловек). Это сложная структура находилась в состоянии переходности несколько миллионов лет, которое превосходит длительность истории человека разумного в 100 раз.

Процесс антропосоциогенеза характеризуется «двумя скачками» (П.И.Борисковский, Я.Я.Рогинский, В.П.Якимов, Ю.И.Семёнов):

  1. переход от стадии животных предшественников человека (стадия изготовления орудий) к стадии формирующихся людей (питекантропы, архантропы, неандертальцы – палеантропы); на этом этапе появились социальные закономерности;
  2. переход от палеантропов к «готовым» людям – неоантропам, Homo sapiens, совершившийся на грани раннего и позднего палеолита (неандертальцы вымерли не позднее 25 тыс. лет назад); на этом этапе социальные закономерности стали господствующими;

Между этими скачками развитие шло нелинейно, по разным траекториям. Только одна из них оказалась продуктивной и привела к образованию Человека разумного. Другие, как выяснилось, были тупиковыми и привели к гибели многих популяций (так называемая «неандертальская проблема»).

Культурный аспект антропосоциогенеза связывается прежде всего с тремя элементами культуры: мышление, язык, духовная культура.

Пониманию значимости этих феноменов в процессе формирования человека способствовали некоторые научные открытия.

1. Изоморфизм филогенеза и онтогенеза. Этот биологический закон был открыт в прошлом веке Э.Геккелем, а потом с некоторыми коррективами эксплицирован в сферу психологии и поведения.

2. Открытия генетики, позволившие прояснить тайну темпорального бытия человека: механизм генетической трансляции специфической структуры и поведенческой программы каждого вида живых существ. Появление человека связано с сокращением сферы действия этого механизма: сохранилась способность кодировать и транслировать из поколения в поколение структурные (анатомо-физиологические) качества биологического вида в единстве с его различными модификациями (расовыми, этническими, потомственно-родственными), но утратилась способность кодировать и транслировать функциональные качества человека – программы его деятельности и поведения. Таким образом, человек не наследовал никакой программы действий, он оказался безоружным перед лицом природы, «пасынком природы» (А.Гелен), обречённым на вымирание и вынужденным действовать сам, стал «непослушным ребёнкомбиосферы» (В.Дольник).

В «комплекс благоприятных условий», которые способствовали выходу человека из природы, относятся (В. Дольник):

  1. географические условия;
  2. жизнь в сложно построенной группе;
  3. режим питания;
  4. взаимная сигнализация;
  5. медленный рост детей и длительный период их обучения;
  6. труд;
  7. наличие досуга для игр, наблюдений и размышлений.

Кроме того, все эти компоненты должны были обладать системообразующим свойством (М.С.Каган), позволившим им действовать «сообща». В условиях облавной охоты на крупного зверя наш предок обнаружил не известную животным способность психики – творческую способность проектировать результаты и способы неинстинктивных действий – смекалку.

Таким образом, процесс превращения биологической формы существования человека в способ его культурного бытия, проходил на обоих уровнях его анатомо-физиологической структуры – физическом (тело) и психическом (мозг).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow