Культура и человек

(конспект)

В этой подсистеме сохраняются те же три уровня отношений: практический, практически-духовный и духовно-теоретический.

Практический уровень выражается в реальном созидании человеком «второй природы» – культурных предметов и процессов и в таком же реальном созидании культурой человека.

Практически-духовный уровень – в мифологическом, религиозном, художественном осмыслении культурой человека.

Духовно-практический уровень – в изучении культурой человека и человеком культуры (в обыденном сознании людей, в науке, философии и идеологических учениях).

Таким образом, на всех уровнях существует двусторонняя связь человека и культуры: человек творит культуру и культура творит человека.

Три сферы взаимоотношений культуры и человека организуются оппозицией непосредственное/опосредованное: в самом человеке эти отношения проявляются непосредственно, а вне человека – опосредованно.

Исторические изменения отношений человека и культуры на протяжении всей истории так же незначительны, как изменения самого человека.

Однако есть один аспект, который резко отличает отношения культуры и человека от отношений культуры с другими контрагентами – природой и обществом. Это – разные масштабы понятия «человек»: общее-особенное-единичное.

Общее – человек вообще, человечество, род Homo sapiens.

Особенноетип человека, локализованный во времени и пространстве: первобытный, ренессансный, белый, русский и т.п.

Единичное – конкретная личность: я, ты, он.

В самом широком масштабе проблема взаимоотношений культуры и человека выступает прежде всего в генетическом аспекте.

Этот аспект имеет две ипостаси:

- биосоциокультурная природа человека;

- формирование культурного самосознания.

Становление культурного самосознания прошло несколько этапов:

1. человек не отличал себя от природы (животных, растений, природных стихий), что зафиксировалось в языке: окаменеть от ужаса, озвереть от злости, свить гнездо.

2. осознание качественного отличия живого и неживого, при сохранении веры в своей сущностной связи с животными. Это выразилось в создании фантастических зооантропоморфных образов (сфинксы, кентавры, ангелы, черти и т.п.).

3. осознание человеком своей особенности, отличия от всех иных форм жизни.

Особо важным для жизни и самосознания человека имеет время. В физической картине мира время и пространство – уравновешенные, соотносимые категории (время – «четвёртое» измерение пространства). В гуманитарной картине мира – время и пространство – принципиально и существенно различны, так как жизнь духа имеет только временное измерение. Человеческий дух «вырвался» из пространства и обрёл собственный внепространственный способ существования (что позволило религии противопоставить дух материи). Время для человека является биографическим параметром, измеряющим его собственное бытие: путь от рождения к смерти. Отсюда – осознание трагизма жизни.

Отношения культуры и человека наиболее разнообразны:

природа даёт культуре материалы, из которых творится «вторая природа»;

общество организует среду, в которой культура живёт;

человек является прямым культурогенным субъектом, он воплощает себя в культуре, делаёт её своим инобытием и ею же формируется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow