Распредмечивания
Деятельность
Культуры
Культуры бытие
Человек как творец Предметное
Культуры и соучастник опредмечивания
Человек как творение Деятельность
СТРУКТУРА БЫТИЯ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС КУЛЬТУРЫ
(конспект)
Человек, общество, культура являются системными объектами, но несравненно более сложными, чем природные системы.
Система – взаимосвязанное множество.
Бытие – это система (или метасистема, от гр. meta – после, за, через).
Основные формы бытия:
- природа – непосредственная, стихийная форма существования материи, охватывающая неорганические и органические её структуры; это наличное бытие материи, реальность её конкретного существования;
- общество (людей) – внебиологический способ связи людей в их совместной жизни и деятельности;
- человек – воплощённое единство природы и общества.
- культура, охватывающая
1)человека как субъекта деятельности (творец культуры);
2)способы деятельности, которые не врождены человеку;
|
|
3)многообразие материальных, духовных и художественных предметов
(опредмечивание);
4)вторичные способы деятельности (распредмечивание);
5)человека как продукта культуры (творение культуры);
6)общение – способ реализации потребности человека в человеке как субъекта в
субъекте.
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРА
ПРИРОДА
Человек является природным существом – особого вида животным. Но система его бытия
не одномерно-биологична (точка зрения позитивистов),
не одномерно-социальна (точка зрения вульгарных социологов),
не одномерно-духовна (точка зрения теологов и религиозных философов),
не одномерно-культурна (мнение антропологов-рационалистов от К.Линнея, автора выражения человек разумный, до Й.Хёйзинги),
не двухмерна, т.е. не биосоциальна (zoon politikon – по Аристотелю, общественное животное – по К.Марксу),
а трёхмерна – биосоциокультурна.
Т.е человек есть животное, творящее культуру и творимое культурой, живущее в обществе и по законам общества.
Сложность системы человеческого бытия объясняется рядом факторов:
- деятельность человека управляется программами, которые и в онтогенезе, и в филогенезе транслируются не биогенетическим путём, а социокультурной генетикой. Эта трансляция обеспечивается механизмом опредмечивания и распредмечивания:
её творчества и общения
- деятельность человека (а тем самым и сущность культуры) определяются неизвестной животным свободой выбора индивидом своего генетически неопределённого поведения в условиях социального сосуществования множества индивидов и соответствующей зависимости каждого от включающих его надиндивидуальных общественных структур.
- ширина спектра индивидуального разброса человеческих качеств, которой не было в природе, и которая конституировала неповторимость индивида как уникального системного объекта.
- превращение психической активности, которая присуща животным, в специфически культурную духовную деятельность человека. Это оказалось необходимым для собственно культурной (т.е. для генетически не программируемой) деятельности человека и стало возможным благодаря работе человеческого мозга.
Таким образом, движение от человека к человеку, опосредованное созидаемой им предметностью, – это круг культуры.
|
|
Если рассматривать эти процессы в исторической плоскости, это – спираль культуры.
Благодаря этому ансамблю качеств культура становится исторически развивающейся формой бытия человечества, которая реализуется в деятельном существовании индивидов.
Культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и её опредмеченных результатов – материальных, духовных и художественных (материально-духовных).
Онтогенез (греч. ontos – сущее + генезис) – индивидуальное развитие растительного или животного организма, охватывающее все изменения, которые он претерпевает от момента зарождения до окончания жизни.
Филогенез (греч. phyle – племя, род, вид + генезис) – историческое развитие органическогшо мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов.
Как и в биологии, филогенез и онтогенез культуры изоморфны.
Изоморфность филогенеза и онтогенеза свидетельствуют о том, что
культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.
История человечества – постоянное изменение, расширение, обогащение способов и средств деятельности. Отсюда следует, что культуре имманентно такое качество деятельности, как творчество. Закон существования культуры – диалектическое отношение традиция/инновация.
Таким образом, культурапроизводна от деятельности человека. Человеческая деятельность должна рассматриваться как целостная система. В том, что и какчеловек делает и как это на нём отражается, есть нечто общее, отличающее деятельность человека от поведения животных. Это общее, единое, целостное и есть культурное качество.
Структура этого качества – взаимосвязь трёх модальностей:
- человеческой (культура выступает как совокупность ненаследуемых качеств человека и человечества);
- деятельностной (культура предстаёт как способ деятельности, её технология);
- предметной (культура является инобытием человека и охватывает все его творения; это «вторая природа» человека, «человеческий мир», «ноосфера»).
Таким образом,
культура – преображение человеком природы по законам общества.
Культура противостоит природе, но близка человеку и обществу.
Культура – реальный способ связи природного и социального в человеческом бытии.
Культура – не только вне природная и анти природная сфера, но и специфический аспект «сверх ъестественного» бытия, диалектически взаимосвязанный с социальным и человеческим его аспектами.
Культура может быть рассмотрена по отношению к другим подсистемам бытия (экстракультурологический аспект) и в аспекте внутренних отношений (интракультурологический аспект).
Экстракульурологический аспект предполагает рассмотрение отношений:
- культура – природа (натура);
- культура – общество;
- культура – человек.
Интракультурологический аспект предполагает рассмотреть:
|
|
- строение культуры, её сущностные и структурные характеристики, сохраняющиеся при всех модификациях культуры в пространстве и времени;
- основные направления модификаций и отношения, которые складываются между разными культурами.
Так как субъект деятельности может быть индивидуальным, групповым и родовым, то культура обладает тремя масштабами модуса:
- культура человечества;
- культура социальной группы (макрогруппы: этнос, нация, класс, сословие; микрогруппы: семья, дружеский и профессиональный коллектив и т.п.);
- культура личности.
Такое трёхслойное строение культуры обусловлено философской триадой общее-особенное-единичное.
Интракультурологический аспект предполагает типологическое рассмотрение культуры.
Типология культур определяется структурой хронотопа – диахроническим и синхроническим его измерениями.
Временн а я координата – историческая. Несмотря на то, что изменения в истории происходят разного характера (количественные и качественные, эволюционные и революционные, плавные и скачкообразные), относительная «простота» диахронического аспекта заключается в том, что диахроническая ось структурирует историю культуры стадиально.
Сложность синхронистического аспекта связана с многоуровневым, многоаспектным членением социального субъекта культуры.
Система культуры формируется взаимодействием множества субкультур: этнической, национальной, демографической, образовательной, социологической, профессиональной, конфессиональной (объединение на основе веры).
Эти субкультуры могут быть представлены в виде иерархически систематизированных уровней:
- этнический и национальный;
- демографический;
- социологический (сословия и классы);
- образовательный и профессиональный;
- конфессиональный (объединения на основе веры).
Культура является динамической развивающейся системой, в ней диалектически сопрягаются дифференцирующие и интегрирующие процессы.
Таким образом, интракультурологическое синхронистическое рассмотрение культуры охватывает три круга вопросов:
|
|
1. филогенетические проблемы – изучение законов самодвижения культуры в его относительной самостоятельности по отношению к влиянию экстракультурологических факторов – развитию природы, общества и человека;
2. типогенезис культуры – изучение законов самодвижения конкретных социальных форм культуры: национальных, сословно-классовых и т.п. как относительно автономного процесса, имеющего свою внутреннюю логику;
3. онтогенетические проблемы – изучение законов формирования и развития культуры личности как биографического, психолого-педагогического и самодеятельного процесса.