И общения

Распредмечивания

Деятельность

Культуры

Культуры бытие

Человек как творец Предметное

Культуры и соучастник опредмечивания

Человек как творение Деятельность

СТРУКТУРА БЫТИЯ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС КУЛЬТУРЫ

(конспект)

Человек, общество, культура являются системными объектами, но несравненно более сложными, чем природные системы.

Система – взаимосвязанное множество.

Бытие – это система (или метасистема, от гр. meta – после, за, через).

Основные формы бытия:

  • природа – непосредственная, стихийная форма существования материи, охватывающая неорганические и органические её структуры; это наличное бытие материи, реальность её конкретного существования;
  • общество (людей) – внебиологический способ связи людей в их совместной жизни и деятельности;
  • человек – воплощённое единство природы и общества.
  • культура, охватывающая

1)человека как субъекта деятельности (творец культуры);

2)способы деятельности, которые не врождены человеку;

3)многообразие материальных, духовных и художественных предметов

(опредмечивание);

4)вторичные способы деятельности (распредмечивание);

5)человека как продукта культуры (творение культуры);

6)общение – способ реализации потребности человека в человеке как субъекта в

субъекте.

ОБЩЕСТВО

ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРА

ПРИРОДА

Человек является природным существом – особого вида животным. Но система его бытия

не одномерно-биологична (точка зрения позитивистов),

не одномерно-социальна (точка зрения вульгарных социологов),

не одномерно-духовна (точка зрения теологов и религиозных философов),

не одномерно-культурна (мнение антропологов-рационалистов от К.Линнея, автора выражения человек разумный, до Й.Хёйзинги),

не двухмерна, т.е. не биосоциальна (zoon politikon – по Аристотелю, общественное животное – по К.Марксу),

а трёхмерна – биосоциокультурна.

Т.е человек есть животное, творящее культуру и творимое культурой, живущее в обществе и по законам общества.

Сложность системы человеческого бытия объясняется рядом факторов:

  1. деятельность человека управляется программами, которые и в онтогенезе, и в филогенезе транслируются не биогенетическим путём, а социокультурной генетикой. Эта трансляция обеспечивается механизмом опредмечивания и распредмечивания:

её творчества и общения

  1. деятельность человека (а тем самым и сущность культуры) определяются неизвестной животным свободой выбора индивидом своего генетически неопределённого поведения в условиях социального сосуществования множества индивидов и соответствующей зависимости каждого от включающих его надиндивидуальных общественных структур.
  2. ширина спектра индивидуального разброса человеческих качеств, которой не было в природе, и которая конституировала неповторимость индивида как уникального системного объекта.
  3. превращение психической активности, которая присуща животным, в специфически культурную духовную деятельность человека. Это оказалось необходимым для собственно культурной (т.е. для генетически не программируемой) деятельности человека и стало возможным благодаря работе человеческого мозга.

Таким образом, движение от человека к человеку, опосредованное созидаемой им предметностью, – это круг культуры.

Если рассматривать эти процессы в исторической плоскости, это – спираль культуры.

Благодаря этому ансамблю качеств культура становится исторически развивающейся формой бытия человечества, которая реализуется в деятельном существовании индивидов.

Культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и её опредмеченных результатов – материальных, духовных и художественных (материально-духовных).

Онтогенез (греч. ontos – сущее + генезис) – индивидуальное развитие растительного или животного организма, охватывающее все изменения, которые он претерпевает от момента зарождения до окончания жизни.

Филогенез (греч. phyle – племя, род, вид + генезис) – историческое развитие органическогшо мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов.

Как и в биологии, филогенез и онтогенез культуры изоморфны.

Изоморфность филогенеза и онтогенеза свидетельствуют о том, что

культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.

История человечества – постоянное изменение, расширение, обогащение способов и средств деятельности. Отсюда следует, что культуре имманентно такое качество деятельности, как творчество. Закон существования культуры – диалектическое отношение традиция/инновация.

Таким образом, культурапроизводна от деятельности человека. Человеческая деятельность должна рассматриваться как целостная система. В том, что и какчеловек делает и как это на нём отражается, есть нечто общее, отличающее деятельность человека от поведения животных. Это общее, единое, целостное и есть культурное качество.

Структура этого качества – взаимосвязь трёх модальностей:

  • человеческой (культура выступает как совокупность ненаследуемых качеств человека и человечества);
  • деятельностной (культура предстаёт как способ деятельности, её технология);
  • предметной (культура является инобытием человека и охватывает все его творения; это «вторая природа» человека, «человеческий мир», «ноосфера»).

Таким образом,

культура – преображение человеком природы по законам общества.

Культура противостоит природе, но близка человеку и обществу.

Культура – реальный способ связи природного и социального в человеческом бытии.

Культура – не только вне природная и анти природная сфера, но и специфический аспект «сверх ъестественного» бытия, диалектически взаимосвязанный с социальным и человеческим его аспектами.

Культура может быть рассмотрена по отношению к другим подсистемам бытия (экстракультурологический аспект) и в аспекте внутренних отношений (интракультурологический аспект).

Экстракульурологический аспект предполагает рассмотрение отношений:

  1. культура – природа (натура);
  2. культура – общество;
  3. культура – человек.

Интракультурологический аспект предполагает рассмотреть:

  1. строение культуры, её сущностные и структурные характеристики, сохраняющиеся при всех модификациях культуры в пространстве и времени;
  2. основные направления модификаций и отношения, которые складываются между разными культурами.

Так как субъект деятельности может быть индивидуальным, групповым и родовым, то культура обладает тремя масштабами модуса:

    • культура человечества;
    • культура социальной группы (макрогруппы: этнос, нация, класс, сословие; микрогруппы: семья, дружеский и профессиональный коллектив и т.п.);
    • культура личности.

Такое трёхслойное строение культуры обусловлено философской триадой общее-особенное-единичное.

Интракультурологический аспект предполагает типологическое рассмотрение культуры.

Типология культур определяется структурой хронотопа – диахроническим и синхроническим его измерениями.

Временн а я координата – историческая. Несмотря на то, что изменения в истории происходят разного характера (количественные и качественные, эволюционные и революционные, плавные и скачкообразные), относительная «простота» диахронического аспекта заключается в том, что диахроническая ось структурирует историю культуры стадиально.

Сложность синхронистического аспекта связана с многоуровневым, многоаспектным членением социального субъекта культуры.

Система культуры формируется взаимодействием множества субкультур: этнической, национальной, демографической, образовательной, социологической, профессиональной, конфессиональной (объединение на основе веры).

Эти субкультуры могут быть представлены в виде иерархически систематизированных уровней:

  1. этнический и национальный;
  2. демографический;
  3. социологический (сословия и классы);
  4. образовательный и профессиональный;
  5. конфессиональный (объединения на основе веры).

Культура является динамической развивающейся системой, в ней диалектически сопрягаются дифференцирующие и интегрирующие процессы.

Таким образом, интракультурологическое синхронистическое рассмотрение культуры охватывает три круга вопросов:

1. филогенетические проблемы – изучение законов самодвижения культуры в его относительной самостоятельности по отношению к влиянию экстракультурологических факторов – развитию природы, общества и человека;

2. типогенезис культуры – изучение законов самодвижения конкретных социальных форм культуры: национальных, сословно-классовых и т.п. как относительно автономного процесса, имеющего свою внутреннюю логику;

3. онтогенетические проблемы – изучение законов формирования и развития культуры личности как биографического, психолого-педагогического и самодеятельного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow