Тело функционирует в сферах
- труда;
- обряда.
В сфере труда физические действия человека были продуктивными. В физическом отношении человек – самое слабое животное. Человеческое тело, исторически формируемое культурой, должно было обеспечивать человеку необходимый уровень производительного труда. Тем самым, оно было не только творением культуры, но и условием её развития. Поэтому на первых этапах человеческого развития роль труда в телесной жизни человека была наиболее значительной. Человек должен был быть сильным, чтобы выжить.
На ранних стадиях человеческой истории искусство, которое уже тогда было самосознанием культуры, выражало мечту о физической мощи: в мифах, сказках всех народов есть образы гигантов, великанов, богатырей, т. е. народная фантазия придавала образу человека сверхчеловеческие размеры и могущество (скульптуры с острова Пасхи, гигантские скульптуры фараонов, буддийских богов и др.).
В сфере обряда человеческое тело – символическое. Обряд – средство организации социальных отношений. В обряде человеческое тело – место встречи природы и культуры, их взаимное отождествление. В обряде тело соединяет утилитарные, биологические, физические качества со сверхбиологическими, социальными и символическими, т.е. оно одновременно
|
|
- функциональное и значимое,
- физически развитое и смыслонесущее,
- с ильное и художественно выразительное.
Есть два способа обретения телом этих качеств:
- изменение естественных форм тела, превращающие тело в знак;
- нанесение на тело различных узоров и пр.
Превращение физического тела в культурный предмет начиналось в детстве. Основным средством, которое способствовало этому, явилась игра. Игра – это форма биологической жизнедеятельности, одна из важнейших функций которой – адаптивная. Детская игра похожа на игры детёнышей животных, но в человеческих играх обнаруживается не только сверхбиологические качества, но и социокультурные.
Ярче всего выявляются социокультурные качества в ролевых (сюжетных) играх детей, т.е. в тех, в которых дети подражают действиям взрослых (в войну, в дочки-матери).
Рядом с ролевыми играми развивались состязательные игры, которые сейчас мы называем спортивными.
Через труд, обряд и игру человеческое тело выходило из природы в культуру.
1. спорт становился всё более игровой или самостоятельной формой жизни человеческого тела;
2. увеличивалась символическая значимость тела, т.е. тело входило в культуру своей художественной деятельностью.
Таким образом, постепенно
физическое тело становится работоспособным;
обрядовое тело, в котором отождествляются физические и символические свойства тела, превращается в относительно самостоятельные говорящее, украшенное и выразительное тело;
|
|
детское тело, культивируемое в игре, продолжает развиваться в игре и спорте.
Все виды телесной культуры человека могут быть образами в искусстве.
Техническая вещь
Так же, как тело, вещь является одновременно природно-материальным объектом и объектом культурным.
История вещей начинается с их изготовления.
Их первая роль – потребительная стоимость, т.е. определение меры полезности вещи человеку.
Полезная вещь – изначальная форма существования вещи в культуре. Одновременно вещь становилась средством социальной организации первобытного коллектива – носителем социальной информации, так как на вещь наслаивались ценностные смыслы. Таким образом, полезная вещь становилась вещью говорящей, обладающей эстетическим качеством и художественной выразительностью.
Постепенно сформировалось три типа предметов:
- производственные, будничные;
- ритуальные, наделённые особым культовым, а позже – политическим значением, эстетической ценностью, художественной выразительностью (шапка→корона, шапка Мономаха; стул→трон; одежда→мантия и т.п.).
- игрушка.
Как бы вещь ни изменялась, она не утрачивает свою способность «говорить». Многие исследователи рассматривают мир вещей как один из «языков культуры» (Р.Барт, Ю.М.Лотман, Ж.Бодрийяр и др.).
Вещь неизбежно становится образом вещи в искусстве.
Значительными и интересными работами о природе вещей являются работы Р.Барта и Ж.Бодрийяра.
Р. Барт. Семантика вещи
// Р. Барт. Система моды: Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С.416-426.
Вещь – нечто, что для чего-то служит.