double arrow

ИЗОМОРФИЗМ ФИЛОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА


(конспект)

Принцип изоморфизма онтогенеза и филогенеза позволяет проверить процесс превращения «кандидата в человека» в «действительного человека», т.е. в культурное существо.

Изоморфизм – не тождество, а структурное подобие систем.

Моменты культурации, которые различны у становящегося человечества и у растущего ребёнка:

  1. различие деятельностной доминанты: в филогенезе – опредмечивание, в онтогенезе – распредмечивание;
  2. различие в степени само-деятельности: культурная деятельность человечества в значительно большей степени само-деятельнось, чем деятельность ребёнка;
  3. различие в статусе и функции игры: первобытный человек должен постоянно бороться за сохранение своей жизни и жизни сородичей, поэтому игра (в узком смысле этого слова) занимала в его жизни скромное место, скорее – она была неотличима от жизни (игра культуры как её природа, как пишет Й.Хёйзинга), ребёнок же постоянно играет. Игра ребёнка не может быть чистой. Она – ролевая, это художественная игра (М.С.Каган). Психика ребёнка тоже работает при правополушарной доминанте, как и у первобытного человека, но обуздывается взрослыми, локализуясь в пространстве игры, а не жизни. Таким образом, онтогенез отличается от филогенеза «проблемой взрослого», сознание человека формировалось в процессе его самовоспитания (М.С.Каган).

ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ




(конспект)

Исходный пункт формирования культуры – человек.

Какими качествами он должен обладать, чтобы выполнить эту функцию?

  1. Человек – субъект деятельности. Что это значит?

Субъект и объект – главные и специфические категории философии. Субъектно-объектные отношения – центральная проблема философии (а не проблема познаваемости мира, которая является проблемой только одной области философского знания – теории познания).

Различие субъективного и объективного имманентно (внутренне присуще) теоретической речевой практике (дискурсу).

И в онтогенезе, и в филогенезе раздвоение субъекта и объекта является практическим расчленением основных участников деятельности – действующего лица и предметов, которые порождаются в результате деятельности. Такого раздвоения не знают животные.

Человек изначально оказывается в ситуации, которая требует от него определить свои связи с окружающим миром. Это требует различения самого себя как деятеля, которые обладает правом выбора и действия, и предметов, на которые оно направлено.

Так как человек совершает свои действия не в одиночестве, он различает других людей как однородных себе.

Таким образом, впроцессе антропосоциокультурогенеза человек научился различать:

· свою субъектность (не субъективность) как исходную для практической деятельности позицию;



· субъектность Другого (со-брата, со-трудника, со-ратника, супер-субъекта – духа, бога);

· объектное бытие всего того, что подлежит потреблению.

В результате человек становится деятельным существомHomo agens, но не приспосабливающимся к среде, а приспосабливающим среду к себе, т.е. творческим существом, – Homo creator.

Способность деятельности обусловлена особыми качествами человека – «сущностными силами» (К.Маркс):

  • потребностями;
  • способностями;
  • умениями.

Потребности – это пусковой механизм любой деятельности. Внегенетические (культурные) потребности человека формируются исторически, в процессе атропогенеза. Это потребности в том, без чего невозможен человеческий образ жизни:

    1. потребность в новой искусственной среде – «второй природе» (по К.Леви-Строссу – от потребности в сыром – к потребности в приготовленном);
    2. потребность в знаниях, так как человек вынужден совершать инстинктивно незапрограммированные действия;
    3. потребность в проекте результата практической деятельности, в предвосхищающих действие моделях, «моделях потребного будущего» (Н.Бернштейн). Результат человеческой деятельности возникает идеально прежде, чем будет осуществлён реально;
    4. потребность в ценностных ориентирах, ценностях, необходимых для мотивации своего выбора. Ценности – это значение предмета для человека, а неноситель ценностей (вещь и др.);
    5. потребность в другом человеке как со-участнике своего бытия, так как человек совершает свои действия коллективно (даже когда человек творит в одиночестве, его действия опосредованы действиями его предшественников). В современной западной философии есть направление, идущее от Л. Фейербаха, – туизм (от англ. two– два), так как исходным понятием философского анализа бытия в этом направлении является не Я Р.Декарта и И.Фихте, а Я-Ты («Я и Ты» – название книги М.Бубера).
    6. Комплекс этих сущностных сил является «пусковым механизмом» для практической деятельности человека. Но история человечества показывает, что человек нуждается не только в реальной, но и воображаемой жизни, в иллюзорной деятельности, которые формируют его дополнительный опыт.








Сейчас читают про: