Культура как способ созидательной деятельности

(конспект)

Предметная деятельностьсознательный, целенаправленный, свободный в избираемых целях и средствах способ опредмечивания человеческих замыслов.

Способы предметной деятельности, как и формы общения, человечество изобретает, а каждый человек вырабатывает их в собственной жизни.

Это – телеологическое (от греч. – цель, результат) и технологическое измерение культуры (представляется чрезмерно узким сведение культуры только к технологии деятельности – Э.Маркарян, З.Файнбург).

Одно из самых важных понятий, характеризующих сущность культуры – свобода. Традиционная трактовка свободы восходит к Гегелю и Ф.Энгельсу: «свобода есть осознанная необходимость».

Однако осознание необходимости не рождает свободы действия, так как свобода предполагает выбор действия.

Свобода – универсальный принцип деятельности.

Но:

  1. она может быть ограничена в тех ситуациях, когда человек сталкивается с объективной необходимостью (наука, техника, социальные отношения);
  2. свобода исторична: её предпосылки – в жизни животных (в отличие от растений, которые «привязаны» к земле, животные выбирают линию своего поведения), но выбор животных – не полностью свободен, так как детерминирован инстинктом; на ранних стадиях культуры свобода была сильно ограничена зависимостью человека от обычаев, запретов и т.п.; христианство сделало образ загробного воздаяния зависимым от свободно избираемого поведения человека на земле, тем самым заложив основу понимания свободы как некой ценности; в 19 в. свобода понимается как одна из высших ценностей и распространяется не только личность, но и сословие, нацию, поколение, профессиональные союзы и др.; свобода стала центральной категорией эстетики философии (экзистенциализм, Н.Бердяев и др.).

Свобода – внутренняя основа культуры;

условие её существования.

Свобода отличает человека от:

ещё несвободной биологической активности животных;

– уже несвободной механической активности машин (машина – продукт

культуры, но не её субъект).

Ж.-П.Сарт: «Человек приговорён к свободе».

Ещё одно собственно человеческое качество – духовность.

Комплекс, характерный для животного мира физическое – психическое, сменился на собственно человеческую дихотомию материальное - духовное.

Духовность – «высший цвет» материи (Ф.Энгельс).

Значимость духовного в человеческой жизни проявилась в формах первобытных представлениях о духах, в различных формах религиозно-мистического сознания, во многих философских, этических и эстетических теориях, в которых с духом (Богом) связывались представления о высшей справедливости.

Сущность духовной активности человека в том, что управление поведением человекаприобрело статус самостоятельности, отделилось от физического поведения организма, от материально-практических действий, перестало быть только следствием рассудочно-эмоциональных операцией и опережающего отражения.

Духовное порождается психикой человека, оно эфемерно, лишено пространственных признаков. Чтобы духовное сохранилось, чтобы оно могло выйти за пределы породившей его психики и стать достоянием человечества, оно должно быть материализовано.

Три способа материализации духовного:

  1. физически-телесный
  2. вещественно-технический
  3. социально-организационный

Процесс опредмечивания духовного имеет целью передать информацию, быть знаком неких смыслов. Материальные средства опредмечивания духовного утрачивают своё чисто материальное бытие и становятся знаками. Духовная культура не может быть сведена к знаниям, ценностям, творчеству. Духовная культура это информация и языки (семиотический аспект культуры).

Деятельность опредмечивания направлена на создание предметного мира культуры, который, как мы знаем, представлен материальной, духовной и художественной культурой.

Материальная деятельность:

  1. физическая культура: спортивные, медицинские, игровые воздействия на человеческое тело; культура преобразует натуру каждого человека (а у домашних животных изменяется только видовые характеристики); наши тела принадлежат и природе, и культуре;
  2. техническая деятельность: создание вещей «второй природы»;
  3. социально-организационная деятельность: создание самостоятельно существующих учреждений, институтов, предприятий, которые не только отчуждаются от создавших их людей, но и могут властвовать над ними; культура оформляет социальную материю; все социальные институты одновременно принадлежат и культуре, и обществу.

Художественная деятельность – особый вид связи материального и духовного.

Культура – напряжённое поле взаимодействия трёх основных модификаций предметной деятельности (материальной, духовной, художественной). В этом поле множество потоков и форм – спектральные ряды, в которых действуют механизмы континуальности и дискретности.

Предметная деятельность может быть мотивирована двояко:

  1. целенаправленная мотивация;
  2. самоцельная мотивация.

Целенаправленная деятельность человека порождает труд, самоцельная деятельность порождает игру.

Предметная деятельность человека протекает между этими крайними точками, но есть сферы деятельности, в которых совмещаются элементы труда и игры, в которых труд и игра взаимозаменяемы.

Модальности культуры, характеризующие процессы опредмечивания:

  1. труд;
  2. игра;
  3. обычай, ритуал, символическое поведении;
  4. художественное творчество.

Опредмечивание – коллективная деятельность, общение.

Общения связано с предметной деятельностью исторически, функционально, структурно-логически.

Коммуникация: субъектно-объектные отношения; монолог; Я – Он; цель – передача сообщения.

Общение: межсубъектные отношения; диалог; Я – Ты; цель – сотворчество; особая форма человеческих отношений, обеспечивающая культурный уровень общения.

ПРЕДМЕТНОЕ БЫТИЕ КУЛЬТУРЫ:

ТРИ ФОРМЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: