(конспект)
Предметная деятельность – сознательный, целенаправленный, свободный в избираемых целях и средствах способ опредмечивания человеческих замыслов.
Способы предметной деятельности, как и формы общения, человечество изобретает, а каждый человек вырабатывает их в собственной жизни.
Это – телеологическое (от греч. – цель, результат) и технологическое измерение культуры (представляется чрезмерно узким сведение культуры только к технологии деятельности – Э.Маркарян, З.Файнбург).
Одно из самых важных понятий, характеризующих сущность культуры – свобода. Традиционная трактовка свободы восходит к Гегелю и Ф.Энгельсу: «свобода есть осознанная необходимость».
Однако осознание необходимости не рождает свободы действия, так как свобода предполагает выбор действия.
Свобода – универсальный принцип деятельности.
Но:
- она может быть ограничена в тех ситуациях, когда человек сталкивается с объективной необходимостью (наука, техника, социальные отношения);
- свобода исторична: её предпосылки – в жизни животных (в отличие от растений, которые «привязаны» к земле, животные выбирают линию своего поведения), но выбор животных – не полностью свободен, так как детерминирован инстинктом; на ранних стадиях культуры свобода была сильно ограничена зависимостью человека от обычаев, запретов и т.п.; христианство сделало образ загробного воздаяния зависимым от свободно избираемого поведения человека на земле, тем самым заложив основу понимания свободы как некой ценности; в 19 в. свобода понимается как одна из высших ценностей и распространяется не только личность, но и сословие, нацию, поколение, профессиональные союзы и др.; свобода стала центральной категорией эстетики философии (экзистенциализм, Н.Бердяев и др.).
Свобода – внутренняя основа культуры;
|
|
– условие её существования.
Свобода отличает человека от:
– ещё несвободной биологической активности животных;
– уже несвободной механической активности машин (машина – продукт
культуры, но не её субъект).
Ж.-П.Сарт: «Человек приговорён к свободе».
Ещё одно собственно человеческое качество – духовность.
Комплекс, характерный для животного мира физическое – психическое, сменился на собственно человеческую дихотомию материальное - духовное.
Духовность – «высший цвет» материи (Ф.Энгельс).
Значимость духовного в человеческой жизни проявилась в формах первобытных представлениях о духах, в различных формах религиозно-мистического сознания, во многих философских, этических и эстетических теориях, в которых с духом (Богом) связывались представления о высшей справедливости.
|
|
Сущность духовной активности человека в том, что управление поведением человекаприобрело статус самостоятельности, отделилось от физического поведения организма, от материально-практических действий, перестало быть только следствием рассудочно-эмоциональных операцией и опережающего отражения.
Духовное порождается психикой человека, оно эфемерно, лишено пространственных признаков. Чтобы духовное сохранилось, чтобы оно могло выйти за пределы породившей его психики и стать достоянием человечества, оно должно быть материализовано.
Три способа материализации духовного:
- физически-телесный
- вещественно-технический
- социально-организационный
Процесс опредмечивания духовного имеет целью передать информацию, быть знаком неких смыслов. Материальные средства опредмечивания духовного утрачивают своё чисто материальное бытие и становятся знаками. Духовная культура не может быть сведена к знаниям, ценностям, творчеству. Духовная культура это информация и языки (семиотический аспект культуры).
Деятельность опредмечивания направлена на создание предметного мира культуры, который, как мы знаем, представлен материальной, духовной и художественной культурой.
Материальная деятельность:
- физическая культура: спортивные, медицинские, игровые воздействия на человеческое тело; культура преобразует натуру каждого человека (а у домашних животных изменяется только видовые характеристики); наши тела принадлежат и природе, и культуре;
- техническая деятельность: создание вещей «второй природы»;
- социально-организационная деятельность: создание самостоятельно существующих учреждений, институтов, предприятий, которые не только отчуждаются от создавших их людей, но и могут властвовать над ними; культура оформляет социальную материю; все социальные институты одновременно принадлежат и культуре, и обществу.
Художественная деятельность – особый вид связи материального и духовного.
Культура – напряжённое поле взаимодействия трёх основных модификаций предметной деятельности (материальной, духовной, художественной). В этом поле множество потоков и форм – спектральные ряды, в которых действуют механизмы континуальности и дискретности.
Предметная деятельность может быть мотивирована двояко:
- целенаправленная мотивация;
- самоцельная мотивация.
Целенаправленная деятельность человека порождает труд, самоцельная деятельность порождает игру.
Предметная деятельность человека протекает между этими крайними точками, но есть сферы деятельности, в которых совмещаются элементы труда и игры, в которых труд и игра взаимозаменяемы.
Модальности культуры, характеризующие процессы опредмечивания:
- труд;
- игра;
- обычай, ритуал, символическое поведении;
- художественное творчество.
Опредмечивание – коллективная деятельность, общение.
Общения связано с предметной деятельностью исторически, функционально, структурно-логически.
Коммуникация: субъектно-объектные отношения; монолог; Я – Он; цель – передача сообщения.
Общение: межсубъектные отношения; диалог; Я – Ты; цель – сотворчество; особая форма человеческих отношений, обеспечивающая культурный уровень общения.
ПРЕДМЕТНОЕ БЫТИЕ КУЛЬТУРЫ:
ТРИ ФОРМЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ –