Внешние (привлеченные) источники собственных средств

Предприятия могут привлекать собственные средства путем увеличения уставного капитала за счет дополнительных взносов учредителей или выпуска новых акций. Возможности и способы привлечения дополнительного собственного капитала существенно зависят от правовой формы организации бизнеса.

Акционерные общества, испытывающие потребность в инвестициях, могут осуществлять дополнительное размещение акций по открытой или закрытой подписке (среди ограниченного круга инвесторов).

В общем случае первичное размещение акций предприятия по открытой подписке (Initial Public Offering — IPO) представляет собой процедуру их реализации на организованном рынке с целью привлечения капитала от широкого круга инвесторов.

Финансирование за счет эмиссии обыкновенных акций имеет следующие преимущества:

этот источник не предполагает обязательных выплат, решение о дивидендах принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров;

акции не имеют фиксированной даты погашения — это постоянный капитал, который не подлежит «возврату» или погашению;

проведение IPO существенно повышает статус предприятия как заемщика (повышается кредитный рейтинг, по оценкам экспертов, стоимость привлечения кредитов и обслуживания долга снижается на 2—3 % годовых), акции могут также служить в качестве залога по обеспечению долга;

обращение акций предприятия на биржах предоставляет собственникам более гибкие возможности для выхода из бизнеса;

повышается капитализация предприятия, формируется рыночная оценка его стоимости, обеспечиваются более благоприятные условия для привлечения стратегических инвесторов;

эмиссия акций создает положительный имидж предприятия в деловом сообществе, в том числе — международном, и т. д.

К общим недостаткам финансирования путем эмиссии обыкновенных акций следует отнести:

предоставление права участия в прибылях и управлении фирмой большему числу владельцев;

возможность потери контроля над предприятием;

более высокая стоимость привлеченного капитала по сравнению с другими источниками;

сложность организации и проведения эмиссии, значительные расходы на ее подготовку;

дополнительная эмиссия может рассматриваться инвесторами как негативный сигнал и приводить к падению цен в краткосрочной перспективе.

Осуществление IPO требует значительных расходов. Единовременные издержки по организации IPO, как прямые (оплата услуг финансового консультанта, андеррайтера, юридических и аудиторских фирм, биржи, регистратора, маркетинговых агентств и т. п.), так и косвенные (расходы на реорганизацию систем управления и контроля, финансовых потоков, продвижение бренда компании) могут быть довольно значительными — от 7 до 20% от привлеченных средств.

Наконец, низкая емкость отечественного фондового рынка не позволяет привлечь значительные объемы средств.

В целом в настоящее время украинским предприятиям выгоднее привлекать займы, которые в сложившихся условиях представляют собой более дешевый, простой и эффективный способ привлечения капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: