Основные черты декоративно-прикладного творчества

Прикладное творчество — это деятельность по разработке и созданию предметов утилитарного характера.

Народное искусство — неотъемлемая часть материальной культуры народа. Оно тесно связано с бытом, созданием и оформлением предметов для повседневного пользования, поэтому носит декоративно-прикладной характер.

Декоративно-прикладное искусство — это процесс создания материальных предметов, обладающих не только утилитарной значимостью, но и художественной ценностью. Это специфическая форма художественного творчества в сфере создания предметов быта, которая основана на ручном художественном труде. Декоративно-прикладное искусство — это искусство, связанное с бытом, с формированием среды обитания, отражающее художественные вкусы и эстетические представления широких народных масс.

В настоящее время можно наблюдать существование трех основных ветвей декоративно-прикладного искусства.

1. Деятельность профессиональных художников, работающих на промышленных предприятиях и создающих прототипы изделий для массового производства. Индивидуальные приемы их творческой художественной деятельности находят последовательное применение и развитие на стадии тиражирования прототипов.

2. Деятельность кустарных артелей, выпускающих изделия мелкими сериями, в производстве которых даже на этапе тиражирования присутствует ручной труд.

3. Творчество любителей, занимающихся художественным ремеслом на досуге. Как правило, это люди, не имеющие прямого отношения к художественному труду, не имеющие специального художественного образования. Этот вид деятельности распространяется на узкую сферу личного быта и существует как определенный вид прикладной художественной самодеятельности.

Белорусское декоративно-прикладное искусство имеет две характерные, исторически обусловленные особенности:

§ с одной стороны, в белорусском искусстве нашла отражение тенденция к обособлению и единству страны, которая проявилась в утверждении единого идейно-композиционного решения, разработке общих тем, распространении общих приемов, единстве стиля белорусского искусства.;

§ с другой стороны, существует тесная связь белорусского искусства с декоративно-прикладным искусством соседних стран и народов, особенно украинским и русским, что объясняется наличием единых исторических корней — искусства Киевской Руси.. Тот факт, что Беларусь в разные исторические эпохи входила в состав разных государств, объясняет родство белорусского декоративно-прикладного искусства с искусством Литвы и Польши.

Особенностью современного декоративно-прикладного искусства является стремление к декоративности, преобладанию эстетического начала в прикладных предметах. Поскольку все утилитарные вещи поставляются промышленностью, они вытесняют из обихода изделия, изготовленные ремесленным способом из керамики, дерева, соломы. Чтобы не быть окончательно вытесненными промышленными вещами, эти предметы становятся все более декоративными и выступают уже не как предметы повседневного обихода, а как сувенирная продукция, несущая в себе, прежде всего, эстетическое начало.

Бурный подъем переживает самодеятельное декоративно-прикладное искусство, появляются новые его формы, новые типы декора. Немалую роль в этом сыграло творчества мастеров, создавших оригинальные направления, доступные приемы и техники обработки материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: