Технология аппликации из бересты

ЛЕКЦИЯ №8

1. Заготовка и первичная обработка берёсты

2. Технология аппликации из бересты.

I. Берёста – это верхний слой коры берёзы. По её цвету различают берёзы белые, серые, жёлтые, коричневые, чёрные. В художественных работах широкое применение получила белая берёста, отличающаяся великолепной природной красотой. Обратная сторона её имеет желтоватый оттенок и бархатистость. При обработке берёста сохраняет свои свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и высокую прочность.

Заготовку берёсты производят только в местах планируемой вырубки и по согласованию с местным лесничеством.

Берёсту заготавливают в строго определённый период года (спустя 4-5 недель после полного окончания весеннего сокодвижения), что обычно совпадает в Беларуси с концом мая или началом июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Срезают берёсту ранним утром, пока не сошла ещё роса. Это обеспечивает хорошее отслаивание её от дерева. Обычно срезы делают острым ножом (рис. 6) в двух горизонтальных и одном вертикальном направлениях. Внутренняя сторона берёсты считается лицевой. После снятия берёсты с её лицевой стороны при помощи увлажнённого лоскута ткани убирают остатки коры. Наружный белый слой чистят мелкой шлифовальной шкуркой.

Можно заготавливать берёсту и с погибших деревьев. У них берёста отделяется легко. Внутренний слой её, окрашенный в красно-коричневый цвет, используют для отделки изделий.

Для изготовления берестяных сосудов, в которых можно хранить жидкие или скоропортящиеся продукты, используют бесшовную внутреннюю часть, которую целиком снимают с дерева. Такую цельную бесшовную берёсту снимают только со спиленных деревьев. В этом случае выбирают ствол с чистой и гладкой поверхностью.

На ровных частях дерева надрезы делают по окружности ствола дерева и при помощи тонкого клина-щупа и толстой проволоки осторожно отделяют берёсту. Затем берестяной цилиндр сдёргивают с дерева.

До просыхания берёста сравнительно легко расслаивается. Оставшуюся часть её для длительного хранения сворачивают в рулоны белой стороной наружу, т.е. в естественное состояние, в котором она была на дереве (рис. 7). При скором использовании берёсты, чтобы избежать скручивания, её укладывают под груз. В таком виде берёста может храниться до двух месяцев. В сухом, тёмном помещении её можно хранить несколько лет.

Заготовленную берёсту шелушат или расслаивают, т.е. снимают верхний белый слой. Заготовленный материал делят на несколько слоёв. Вначале отделяют верхний шероховатый белый слой. Пласты снимают при помощи тупого ножа с овальным окончанием лезвия. У молодых деревьев берёста тонкая и не требует расслоения.

Расслаивание выполняется легче, если материал вымочить в подсоленной воде в течение 20 дней. Для придания берёсте более тёмных оттенков в воду добавляются морилка или слабый раствор марганцовки. После разделения материала каждый слой в течение 1-2 часов сушат и снова сворачивают в рулоны или укладывают под груз.

Берёсту, как и солому, можно красить как природными, так и анилиновыми красителями. Вымачивают её в растворе мыла или соды и после этого помещают на 2-3 часа в раствор краски. Длительность нахождения в растворе влияет на тональность окраски бересты. Для снятия избытка краски заготовку ополаскивают и вешают, зацепив за края бельевыми прищепками. Необходимо сохранить некоторую влажность берёсты, что упрощает дальнейшую художественную обработку материала. Перед началом работы окрашенную берёсту рекомендуется проутюжить через лист бумаги. Лакирование деталей будущего художественного изделия производят перед наклеиванием на фон.

Не заготавливайте берёсту в запрещённых местах. Помните, что снятие берёсты ведёт к гибели дерева!

На предприятиях художественного направления берёсту используют в своей работе резчики по дереву и художники росписи по дереву.

1. Из истории художественных работ известно, что для придания берёсте эластичности её вываривали в рыбьем жире или отваре рыбных костей. После такой обработки берёста по эластичности не уступала натуральной коже.

2. С давних времён на Беларуси люди использовали берёсту для различных целей. Её долговечность, способность не поддаваться гниению и хорошая обрабатываемость издавна определили применение берёсты при изготовлении влагоустойчивой одежды и обуви, посуды для хранения молока, кваса в охлажденном состоянии, бумаги. В старину под нижний венец рубленой хаты на Беларуси подкладывали берёсту как надёжный материал от сырости.

II. Аппликация из берёсты по технологии выполнения значительно проще, чем из соломки. Вначале берёсту сортируют по цвету. Размеры заготовок соизмеряют с размерами рисунка. При этом красота будущего изделия в значительной мере зависит от подбора тональности берёсты: цветы ромашки - из белой берёсты, листья – из более тёмной и т.д. Заготовки различных цветов и оттенков вырезают по контуру рисунка хорошо отточенными конторскими (большими по размеру) или маникюрными (маленькими) ножницами. Далее каждая деталь рисунка наклеивается на бумагу и кладётся под груз до полного высыхания. Затем детали наклеивают на фон в соответствии с эскизом. Обычно в качестве фона используют бумагу, ткань, картон, шпон, фольгу и др. Для наклеивания лучше применять клей ПВА: он не требует специального приготовления, его легко разбавить до нужной густоты.

Если берестяные детали нужно наклеить на берёсту, то подготовленный материал вначале наклеивают на бумагу и сушат под грузом. После этого на материал из берёсты наносят необходимый рисунок, в соответствии с которым вырезают детали и наклеивают их на берестяную основу по эскизу.

В качестве украшения бытовых предметов из берёсты может служить ажурный орнамент, который выполняют с помощью ножа (см. рис. 1).

Необходимым инструментом для нанесения пунктирного рисунка (в отдельных случаях) или проведения тонких и видимых линий служит шило. Его следует слегка притупить, чтобы избежать царапанья бересты.

Для работы с берёстой используют подрезную доску, изготовленную из мягких пород древесины (осина, липа). Кусок берёсты прикалывают к ней кнопками. Сверху накладывают разработанный рисунок. Рисунок переносят на берёсту твёрдым карандашом, что делает его более заметным. Для усиления линий можно обвести рисунок притупленным шилом. Сложные элементы нанесённого орнамента вырезают ножом (рис. 8).

Работу с берёстой следует начинать с выполнения более простых орнаментов и постепенно переходить к более сложным. После вырезания бересту снимают с подрезной доски и подклеивают под нее другую, гладкую берёсту, служащую фоном. В процессе работы после склеивания под грузом берёста может стать более бледной. В этом случае её протирают лоскутком мягкой ткани, смоченной подсолнечным или льняным маслом.

Работайте хорошо заточенным ножом и ножницами. При работе с ножом, ножницами и шилом соблюдайте меры безопасности труда: не пробуйте их остроту, берегите пальцы рук!

На предприятиях по выпуску художественных изделий работы с берёстой выполняет художник росписи по дереву: составляет рисунки по собственным эскизам, наносит берёсту и другие материалы на подготовленный фон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: