Технология геометрической резьбы

ЛЕКЦИЯ №14

Вопросы для контроля

Передавать инструмент другим режущей частью к себе.

Непосредственно при резьбе придерживать стамеску левой рукой для избежания срывов и порезов.

Хранить инструмент в специальном футляре или ящике.

Пользоваться исправным, хорошо заточенным инструментом.

Не нюхать лак и другие красители.

1. Что представляет собой контурная резьба?

2. Какие режущие инструменты для резьбы вы знаете?

3. Какая древесина используется для резьбы?

4. Как подготавливают фон для резьбы?

5. Как переносят рисунок на фоновую поверхность?

6. Как вы считаете, почему нельзя зачищать фоновую поверхность только шлифовальной шкуркой?

& А б р о с и м о в а А. А., К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М., 1989. – 160 с.

А ф а н а с ь е в А. Ф. Резьба по дереву: Уроки мастерства. – М., 2001. – 256 с.

Б а р а д у л и н В. А. Художественная обработка дерева. – М., 1986. – 264 с.

Б а р т а ш е в и ч А. А., Р о м а н о в с к и й А. М. Художественная обработка дерева. – Мн., 2000. – 230 с.

Библиотечка газеты «Делаем сами»: «Мастерская на дому». – 2004. – № 2 (6).

Б о р и с о в И. Б. Обработка дерева. – Ростов-на-Дону, 2003. – 320 с.

В и н о г р а д о в А. Н. Резьба по дереву. – Мн., 2003. – 272 с.

Г у с а р ч у к Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. – М., 1986. – 208 с.

К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Народные художественные промыслы. – Мн., 1990. – 186 с.

М и л ю к о в С. В. Как научиться резьбе по дереву. – М., 1958. – 99 с.

П о д г о р н ы й Н. Л. Резьба. Мозаика. Гравирование. – Ростов-на-Дону, 2000. – 320 с.

Резьба по дереву: Сборник / Авт.-сост. В. В. Н о в и к о в. – М., 2002, – 416 с.

Х в о р о с т о в А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. – М., 1985. – 176 с.

Х в о р о с т о в А. С., Х в о р о с т о в Д. А. Художественные работы по дереву. – М, 2002. – 304 с.

1. Технология геометрической резьбы.

2. Технология резьбы розеток с «сиянием».

I. Для геометрической резьбы как разновидности плосковыемчатой характерно выполнение подобранных отдельных узоров и орнаментов. Они составляют общий рисунок всего изделия. Такую резьбу применяют для украшения элементов мебели, полочек, рамок, шкатулок, кухонных досок и др.

Один из постоянно применяемых рисунков геометрической резьбы – сияние различной формы. Он может быть заключён в квадрат, ромб, прямоугольник или круг (рис. 136). Он состоит чаще всего из треугольников (трёхгранных выемок – лучей), сходящихся своими вершинами в одном центре. Основания треугольников находятся на сторонах ромба, квадрата, прямоугольника или круга.

Первый этап в технологии резьбы - зачистка заготовки шлифовальной шкуркой. Это облегчает разметку и последнюю операцию - отделку изделия. Выполняют зачистку сначала круговыми движениями, а затем - вдоль волокон, завершают – так же вдоль волокон, но более мелкозернистой шкуркой. Поверхность очищают от древесной пыли кисточкой. Подготовка поверхности с помощью цикли исключает попадание пыли в микротрещины.

В художественных работах количество лучей-треугольников может быть самым разнообразным (от 8 до 32 и более). Сияние, выполненное в круге, называют розеткой с сиянием. Оно имеет вид распустившегося цветка. Наиболее простое выполнение сияния - в квадрате, ромбе, прямоугольнике. Для разметки его используют карандаш, линейку, угольник, циркуль. Цвет карандаша зависит от цвета фоновой поверхности. Разметку в квадрате делают последовательно: проводят диагонали, затем стороны делят на необходимое число частей и соединяют их с центром. При этом получают разные по длине остроугольные треугольники. Каждый из них размечают под вырезание трёхгранных выемок с углублением в точке пересечения линий. Они выходят из вершин треугольников и делят противоположную сторону на равные части. Точно так размечают под резьбу сияние в ромбе и прямоугольнике. Треугольные лучи в них различны по длине, этим отличаются от одинаковых лучей в круге, что важно иметь в виду.

Рисунок можно переносить из книг и альбомов. Для этого его переснимают на прозрачную бумагу, а затем переводят на фоновую поверхность. При этом копировальную бумагу лицевой стороной кладут на поверхность, а сверху – бумагу с рисунком. Далее карандашом обводят все линии рисунка.

При резании трёхгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан (серединных линий треугольников) носком ножа-косяка прорезают вертикальные и горизонтальные линии. Их углубляют, делая по три надрезки из центра треугольника со скосом в каждый угол этих надрезок. Затем нож подводят к одной из сторон угла и, наклонив его, подрезают грани. Так же получают и остальные трёхгранные клиновидные выемки всего рисунка сияния.

Если резать по древесине твёрдых пород, то каждый срез выполняют по несколько раз, постепенно углубляясь до нужной глубины.

В процессе резьбы учитывают не только породу древесины, но и направление её волокон. Вырезание сияний в прямоугольнике, квадрате и ромбе делают соответственно схеме направления движения ножа (рис. 137).

После завершения работы ножом поверхность изделия шлифуют мелкой шлифовальной шкуркой. Древесную пыль из глубины узоров удаляют небольшой щёточкой или филёночной кистью.

Геометрическую резьбу можно оставить в натуральном цвете древесины или затонировать в более тёмный цвет с помощью морилки. Для закрепления поверхности резьбы, защиты от пыли, влаги, её протирают жидко разведённым лаком. Лак впитывается в древесину и даёт надёжное защитное покрытие, не блестит, сохраняя матовость поверхности. Наносят его равномерно вдоль волокон, не делая двух проходов по одному и тому же месту.

Помните: излишки лака заполняют выемки, изделие теряет рельефность.

Художественной обработкой древесины занимаются резчики по дереву, которых называют мастерами народных ремёсел.

<1. Храните инструменты для резьбы в специальном футляре (ящике).

2. Пользуйтесь исправным, правильно заточенным инструментом.

3. При резьбе придерживайте стамеску левой рукой.

4. Передавайте инструмент лезвием к себе, ручкой вперёд.

5. Пользуйтесь при резьбе подкладной доской.

6. Лакирование производите в хорошо проветриваемом помещении.

7. Не подносите лак близко к лицу.

II. Розетки с сиянием выполняют как с прямыми, так и кривыми гранями (рис. 138). Такие узоры придают изделию завершённый характер и, как правило, находятся в центре композиции изделия.

Вначале с помощью циркуля и линейки выполняют разметку розетки с сиянием с прямыми гранями (рис. 139). На разграфлённом квадрате заготовки намечают диагонали и в пересечения их ставят ножку циркуля. Внутри квадрата чертят круг, далее, сдвинув ножку циркуля на 5 мм, обводят второй круг. Окружность делят на 4 равных сектора, а каждый сектор - на 3 части, каждую из них - пополам. Точки пересечения соединяют с центром круга прямыми линиями.

Помните: точная и аккуратная разметка рисунка является обязательным условием качественного выполнения резьбы.

После разметки приступают к самой резьбе. При этом применяют нож-косяк с более узким полотном и носком, скошенным под углом 45º. Легче резать округлые линии, если приподнять пятку ножа. При резании окружности нож ставят на одну из точек окружности, нажимают слегка на ручку и не спеша, совмещая лезвие с линией окружности, делают надрез. Одновременно левой рукой постепенно поворачивают дощечку в направлении, обратном срезу. Так получают надрез всей окружности, наклоняя нож в правую сторону. Затем, отставив его на 1...1,5 мм от первого надреза, делают такой же надрез рядом с первым. При этом наклоняют косяк в левую сторону. Необходимо следить, что глубина и расстояние между надрезами оставались одинаковыми.

Резьбу звезды с прямыми гранями выполняют следующим образом. Острый конец косяка ставят в точку Б (рис. 140) и делают наколы по линиям БА и БВ глубиной 2 мм. Такие же наколы производят в следующих треугольниках, т.е. по линиям ГВ, ГД и т.д. После этого переходят к надрезам граней лучей по линиям БО, ГО и др. с глубиной надреза 2 мм. Далее срезают боковую грань АБО, начиная срез с вершины АО к точке Б. Перевернув дощечку, срезают другую грань БВО, грани режут по всей окружности. На завершающем этапе работы срез треугольников АБВ, ВГД начинают со сторон АВ, ВД к точкам Б и Г при глубине реза 2 мм. Направление движения ножа при вырезании розетки с сиянием показаны на рисунке.

При выполнении надрезов по направлению к центру розетки пятка инструмента (задняя часть) должна доходить до центра, почти не врезаясь в древесину. Для этой операции необходима особая острота лезвия, так как несколько лучей розетки обязательно расположатся против направления волокон, и грани могут получиться шероховатыми (рис. 141).

В такой же последовательности делают резьбу лучей с кривыми гранями (рис. 142). При резьбе их следует быть более внимательным, чтобы косяк плавно шёл по кривой линии. При этом пятку ножа приподнимают.

Для выполнения художественных работ применяют высушенную древесину. Сушат древесину под навесом (3-6 мес.). Если же изделия предназначены для использования внутри дома, древесину досушивают в комнате. Для контурной и геометрической резьбы в качестве материала наиболее предпочтительной является липа. Она легко и чисто режется, мало подвержена короблению и растрескиванию. Из-за низкой твёрдости её, как правило, применяют для изготовления небольших предметов: игрушек, шкатулок, полок и т.д. Хорошим материалом для резьбы является берёза, но она имеет свойство коробления. Часто для резьбы используют ольху, которая хорошо режется, окрашивается, мало коробится. Удобный материал из древесины ореха; она не даёт сколов и может применяться для особо тонкой резьбы. Имеет высокую твёрдость груша, но легко и чисто режется во всех направлениях, мало коробится.

Благодаря таким свойствам, как теплота, разнообразие рисунка, цвет, лёгкая обрабатываемость древесина и древесные материалы остаются самыми распространёнными при изготовлении мебели и особенно её отделки.

На протяжении тысячелетий древесина была основным материалом в обустройстве быта человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: