double arrow

Технология плоскорельефной резьбы


ЛЕКЦИЯ №15

Вопросы для контроля

1. Для чего применяют геометрическую резьбу?

2. Что представляет собой геометрическая резьба с «сиянием».

3. Как называют сияние, выполненное в круге?

4. В какой последовательности выполняют разметку сияния?

5. В какой последовательности выполняют разметку розетки с сиянием.

6. Какова технология резания окружности?

7. Укажите последовательность резьбы сияния с прямыми лучами.

8. Чем отличается технология резания кривых лучей?

& А б р о с и м о в а А. А., К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М., 1989. – 160 с.

А ф а н а с ь е в А. Ф. Резьба по дереву: Уроки мастерства. – М., 2001. – 256 с.

Б а р а д у л и н В. А. Художественная обработка дерева. – М., 1986. – 264 с.

Б а р т а ш е в и ч А. А., Р о м а н о в с к и й А. М. Художественная обработка дерева. – Мн., 2000. – 230 с.

Библиотечка газеты «Делаем сами»: «Мастерская на дому». – 2004. – № 2 (6).

Б о р и с о в И. Б. Обработка дерева. – Ростов-на-Дону, 2003. – 320 с.

В и н о г р а д о в А. Н. Резьба по дереву. – Мн., 2003. – 272 с.

Г у с а р ч у к Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. – М., 1986. – 208 с.




К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Народные художественные промыслы. – Мн., 1990. – 186 с.

М и л ю к о в С. В. Как научиться резьбе по дереву. – М., 1958. – 99 с.

П о д г о р н ы й Н. Л. Резьба. Мозаика. Гравирование. – Ростов-на-Дону, 2000. – 320 с.

Резьба по дереву: Сборник / Авт.-сост. В. В. Н о в и к о в. – М., 2002, – 416 с.

Х в о р о с т о в А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. – М., 1985. – 176 с.

Х в о р о с т о в А. С., Х в о р о с т о в Д. А. Художественные работы по дереву. – М, 2002. – 304 с.

1. Плоскорельефная резьба и её виды

2. Технология резьбы с заоваленными контурами

3. Особенности резьбы с заоваленными контурами

4. Технология резьбы с подушечным фоном

5. Технология резьбы с подобранным фоном

I. Плоскорельефная резьба - один из самых распространённых видов резьбы. Он представляет собой усложнённый и развитый вариант контурной резьбы.

Резной узор при этой резьбе имеет небольшую высоту и находится в одной плоскости. Рельеф резьбы создаёт видимость объёмности изображения.

Получают плоскорельефную резьбу путём выбирания или углубления фона вокруг орнамента или элемента резьбы. Этот вид резьбы позволяет выполнять различные композиции с изображением птиц, животных, людей и растительных орнаментов (рис. 93).

Плоскорельефная резьба бывает: с заоваленным контуром, с подушечным фоном, с подобранным (выбранным) фоном (рис. 94).

Заоваленная резьба имеет сходство с контурной резьбой и выполняется по контуру рисунка в виде более глубоких двухгранных заоваленных выемок.

При резьбе с подушечным фоном заоваливают всю фоновую поверхность, и фон иногда режут ниже поверхности самого рисунка (см. рис. 94, в).



При резьбе с подобранным (выбранным) фоном его выбирают на небольшую глубину, кромки рельефа заоваливают, а поверхность фона может быть бугристой, гладкой, в виде точек, насечек, сетки (чеканкой).

Для плоскорельефной резьбы используют различную древесину. Так, для изделий крупной резьбой применяют мягкие породы древесины; для изделий с мелкой резьбой – твёрдые и вязкие. Для мелкой резьбы, кроме липы, можно использовать ольху, осину, иву, которые обладают похожими свойствами. Особенно красиво выглядят резные изделия из ольхи, имеющей коричневато-красную окраску. Материал из более твёрдых пород древесины (берёзы, груши, яблони, дуба) позволяет выполнять мелкую резьбу.

На начальных этапах работы лучше использовать мягкие породы древесины. Они легко режутся и при хорошо заточенном инструменте дают чистый срез, мало подвержены растрескиванию и короблению. Такой материал, как берёза, режется труднее, но даёт чистые срезы и хорошо шлифуется. Вместе с тем, древесина берёзы при усыхании коробится, что не позволяет выполнять большие резные композиции из цельного массива. Изделия из таких твёрдых пород, как дуб, клён, бук, орех, груша, являются прочными, имеют красивые оттенки, но требуются значительные усилия от резчика. Особенно ценным материалом для самой тонкой резьбы считается древесина ореха. Этот материал редко скалывается, имеет красивую текстуру, тёмный цвет и используется для художественных резных изделий небольших размеров и форм.



Для плоскорельефной резьбы выбирают чистую древесину без сучков и трещин. Материал должен быть хорошо высушен. Однако излишне сухая древесина тяжело обрабатывается и склонна к растрескиванию.

Подготовка поверхности для резьбы предполагает её обработку рубанком, фуганком, а также циклей. Для выполнения резной композиции можно использовать декоративную поверхность ранее изготовленной разделочной доски. От качества заготовки зависит и качество изделия. Однако даже в хороших заготовках попадаются сучки. В этом случае сучок высверливают, а на его место вставляют пробки соответствующего диаметра с похожим рисунком текстуры (рис. 95). В трещины вставляют клинья из однородной породы, после высыхания клея заготовку зачищают рубанком (рис. 96).

Плоскорельефная резьба является более сложной, чем контурная и геометрическая. Поэтому для её выполнения, кроме разнообразных ножей и стамесок, требуются различные клюкарзы, церазики, чеканы и др.

Клюкарзы имеют короткое полотно и по форме напоминают согнутую ножку или крючок (рис. 97). Их используют для обработки выпуклостей в местах углубления, зачистки углубленного фона. В зависимости от обрабатываемой поверхности используют клюкарзы различного профиля с шириной полотна от 5 до 50 мм.

Для прорезки узких жилок на фоне и рельефе, зачистки фона используют церазики. Они изогнуты в нижней части и имеют различную форму лезвия шириной 2-3 мм (рис. 98).

Чем сложнее резная композиция, тем больший набор инструментов понадобится. К числу самых необходимых из них относятся: стамески-долотца (3-25 мм); стамески пологие (3-25 мм); стамески полукруглые (5-25 мм); стамески крутые полукруглые (3-15 мм); клюкарзы (2-15 мм); церазики (3-5 мм); резаки.

В качестве дополнительного инструмента при выполнении плоскорельефной резьбы используют чеканы. Чекан (пуансон) представляет собой металлический стержень длиной до 150 мм с наконечником необходимой формы и соответствующей насечкой (рис. 99). Их используют для получения фона с шероховатой поверхностью.

Учитывая трудоёмкость этого вида резьбы, целесообразно при её выполнении использовать специальные приспособления (державки, упоры) для закрепления заготовок различной формы (рис. 100).

Державки и упоры можно изготовить в школьной мастерской. Размеры и форма приспособлений зависит от формы будущего изделия.

Рисунок художественной композиции выполняют (переводят) так же, как при контурной резьбе.

II.Плоскорельефная резьба с заоваленными контурами по технике выполнения подобна контурной: она состоит из двухгранных выемок, которые заоваливают (рис. 101). При этой резьбе выемку закругляют как со стороны рисунка, так и со стороны фона. Со стороны рисунка орнамент заоваливают круче, а со стороны фона - более отлого. Для выполнения резьбы с заоваленными контурами обычно пользуются стамесками и косяком. Фаску по сильно выгнутым линиям контура снимают полукруглыми стамесками.

Выполнение резьбы начинают с надреза резаком, косяком или плоской стамеской по контуру рисунка. Положение ножа-резака должно быть немного наклонённым к обрабатываемой поверхности. Резак перемещают на себя, углубив его на 1,5-2 мм и выдерживают постоянную глубину. Если резак (стамеску) удерживать под прямым углом, то при пересечении волокон древесины могут возникнуть сколы. Для избежания их необходимо поворачивать изделие так, чтобы волокна древесины перерезались под небольшим углом. В тех местах, где невозможно избежать поперечного пересечения волокна, надрезку выполняют за два-три прохода. Далее осуществляют подрезание со стороны фона. Для надрезания и подрезания подбирают такие стамески, чтобы можно было подрезать криволинейные формы одним движением по направлению строения слоя.

Грани заоваливают со стороны элемента орнамента так, чтобы они закруглялись круче, чем подрезка со стороны фона (рис. 102). Только так изображение декоративной композиции резьбы с заоваленным контуром можно получить с плавными заоваленными формами, без резких выступов.

Набор инструментов для композиций с более круглым орнаментом можно дополнить стамесками-уголками, клюкарзами и полукруглыми стамесками. Эти инструменты облегчают процесс резьбы. Выемки в более крупном орнаменте можно делать при помощи киянки (ударами по стамеске). В этом случае стамеску устанавливают на расстоянии 2-4 мм от контуров рисунка с внешней стороны орнамента.

Завершают резьбу нанесением на определённые участки узора небольших контурных или ногтевидных порезок, передающих оперение птиц, прожилки листьев и др. Фон при этом остаётся нетронутым. Специалистов, занимающихся резьбой по древесине, называют резчиками по дереву или мастерами народных ремёсел.







Сейчас читают про: