Лакирование производите в хорошо проветриваемом помещении

Во избежание сколов осторожно заоваливайте поверхность фона и орнамента.

В случае необходимости придерживайте инструмент левой рукой.

При резьбе используйте правильно и хорошо заточенный инструмент.

3. Для надёжного закрепления заготовки используйте державки соответствующей формы.

V. Плоскорельефная резьба с подобранным (выбранным) фоном – это резьба с заоваленными контурами и выбранным фоном. Фон выбран так, что орнамент кажется наложенным на плоскость (рис. 108). Характерно, что высота рельефа рисунка над фоновой поверхностью небольшая.

Последовательность выполнения резьбы с подобранным фоном такая же, как и при выполнении других видов плоскорельефной резьбы. Вначале делают надрезку внешнего контура орнамента. Для этого инструмент (стамеску), находящийся почти вертикально к обрабатываемой поверхности, вдавливают в древесину по линии рисунка на глубину 1-4 мм. Глубина надрезки не везде одинаковая: на крутых поворотах линий она большая, а в местах соединения листьев и стеблей с ветвью - меньшая.

При начальной, черновой выборке фона углубляют его поверхность на 3-4 мм с помощью полукруглой отлогой стамески. Стамеску ставят под углом к обрабатываемой поверхности. Для облегчения процесса черновой выборки фона ударяют ладонью левой руки (или киянкой) по торцевой части ручки стамески. В случае если лезвие стамески (клюкарзы) уходит в сторону или углубляется больше, чем нужно, то переходят к подрезке фона с противоположной стороны. Таким способом, постепенно достигают необходимой глубины фона (рис. 109). Затем выполняют подрезку и заоваливание рельефа орнамента. Инструмент при этом ставят под углом к линии надреза. Техника заоваливания такая же, как и при двух ранее рассмотренных видах плоскорельефной резьбы.

Окончательную зачистку фона производят клюкарзами, начиная с обработки больших участков фона. Очень осторожно зачищают маленькие участки фона, чтобы не повредить орнамент. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном показана на рисунке 110. Резьбу заканчивают зачисткой фона, используя циклю, шлифовальную шкурку или рашпили разной формы. Часто фоновую поверхность чеканят с помощью чеканов (пуансонов).

В резьбе с подобранным фоном создаётся видимость, что рисунок лежит на ровной поверхности фона. При этом фон является самой низкой точкой резной композиции. Вместе с тем высота рельефа небольшая. Техника выполнения орнамента такая же, как при заоваленной резьбе.

Для освоения техники выполнения резьбы с подобранным (выбранным) фоном на примере декоративного панно обычно используют дощечку из массива бука или берёзы. При использовании этой древесины рисунок резьбы получается значительно чище. После выполнения (перевода) рисунка на плоскость дощечки её закрепляют на поверхности верстака с помощью державок.

Вначале делают надрезку по внешнему контуру рисунка (рис. 111). Её выполняют так же, как и при резьбе с заоваленными контурами, но глубину надрезки делают большей. Для надрезки прямых линий контура используют нож-косяк. Криволенийные линии контура надрезают стамесками соответствующего профиля. При надрезке стамеску слегка наклоняют в сторону вырезаемого элемента орнамента. Подборку фона первоначально выполняют отлогими стамесками различной ширины (рис. 112). Далее фон зачищают клюкарзами различной формы. При срезании большего слоя древесины по хвостовой части ручки стамески ударяют ладонью руки или киянкой, постепенно углубляясь до необходимой глубины.

При подборке фона следят, чтобы глубина фона везде была одинаковой. Для избежания сколов деталей в рисунке надрезку делают осторожно, надёжно удерживая инструмент. Процесс заоваливания начинают с ветки цветка и заканчивают снятием фасок в листочках, которые расположены по краям рисунка.

После заоваливания форм орнамента проводят окончательную зачистку фона. Зачистку начинают с более крупных участков, затем переходят к узким участкам и уголкам. При этом следят, чтобы не зачистить фон глубже его общей поверхности. Качество зачистки фона проверяют на просвет с помощью небольшой линейки или угольника.

Просветы между поверхностью фона и торцевой частью линейки укажут места возможного выравнивания фоновой поверхности. Зачистив фон, выполняют его чеканку. Чекан (пуансон) берут в левую руку, ставят его на плоскость фона и легко ударяют по торцевой части молотком. Пуансон постепенно передвигают по плоскости фона, заполняя необходимым рисунком всю поверхность. В узких местах обычно используют гвоздь с необходимым рисунком на торце. Чеканку делают только после зачистки и шлифования поверхности.

&

А б р о с и м о в а А. А., К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М., 1989. – 160 с.

А ф а н а с ь е в А. Ф. Резьба по дереву: Уроки мастерства. – М., 2001. – 256 с.

Б а р а д у л и н В. А. Художественная обработка дерева. – М., 1986. – 264 с.

Б а р т а ш е в и ч А. А., Р о м а н о в с к и й А. М. Художественная обработка дерева. – Мн., 2000. – 230 с.

Библиотечка газеты «Делаем сами»: «Мастерская на дому». – 2004. – № 2 (6).

Б о р и с о в И. Б. Обработка дерева. – Ростов-на-Дону, 2003. – 320 с.

В и н о г р а д о в А. Н. Резьба по дереву. – Мн., 2003. – 272 с.

Г у с а р ч у к Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. – М., 1986. – 208 с.

К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Народные художественные промыслы. – Мн., 1990. – 186 с.

М и л ю к о в С. В. Как научиться резьбе по дереву. – М., 1958. – 99 с.

П о д г о р н ы й Н. Л. Резьба. Мозаика. Гравирование. – Ростов-на-Дону, 2000. – 320 с.

Резьба по дереву: Сборник / Авт.-сост. В. В. Н о в и к о в. – М., 2002, – 416 с.

Х в о р о с т о в А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. – М., 1985. – 176 с.

Х в о р о с т о в А. С., Х в о р о с т о в Д. А. Художественные работы по дереву. – М, 2002. – 304 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: