Передавайте инструмент рабочей частью (лезвием) к себе

Пользуйтесь исправным, правильно заточенным инструментом.

Инструменты для резьбы храните в специальном футляре, держателе, ящике.

3. Для более жёсткого закрепления заготовки используйте державки.

5. Выполняйте резьбу без рывков, надёжно удерживая инструмент.

Резьбу с заоваленными контурами часто называют «кудринской резьбой» по названию села Кудрино (Вологодской области России). Именно в этом селе народный мастер В. П.Ворносков в своём творчестве использовал старинные мотивы резьбы вологодских мастеров XVII-XVIII вв. и создал своеобразное направление в резьбе по дереву.

III. Особенности резьбы с заоваленными контурами рассмотрим на примере выполнения композиции декоративной поверхности кухонной доски.

Рисунок резной композиции состоит из пересечения, образующего в центре ромб с вогнутыми сторонами. В ромб помещена розетка в виде цветка. По краям композиции располагаются ветки и замыкающие их раковины (рис. 103).

Процесс выполнения орнамента начинают с надреза наружного контура рисунка. Для этого режущую кромку (лезвие) стамески (резака) углубляют в поверхность фона на глубину 1,5-2 мм и движение на себя перемещают режущий инструмент по линии контура. При необходимости это движение повторяют. В отдельных случаях, когда для резьбы используют твёрдую породу древесины, ударяют киянкой по рукоятке стамески, делая надсечку.

После выполнения надреза переходят к снятию фаски и заоваливанию фона по направлению к контуру. При этом пользуются отлогой стамеской, которую держат с наклоном 30° к фоновой плоскости.

Вначале срезают первую стружку, соблюдая осторожность, чтобы избежать сколов. После снятия фаски образуется срез, который заоваливают последующим снятием более тонких слоёв. Завершив заоваливание фоновой поверхности, переходят к резьбе контура композиции.

Основой рисунка является ремневидное переплетение, поэтому вначале прорезают его. При этом начинают прорезать верхнюю часть ремешка, а затем - нижнюю. На следующем этапе прорезают контур розетки (цветка), снимают фаски с внешней и внутренней сторон ремневидного переплетения, следя за чистотой среза. Далее углубляют и заоваливают фон розетки. С помощью узкой стамески обрабатывают лепестки и пестик цветка. Выполнив резьбу в центральной части композиции, прорезают контуры веток, постепенно заоваливают листики.

На заключительном этапе режут раковины и желобки, используя узкие и полукруглые стамески, церазики. Прорезки на лепестках и листках выполняют остриём косяка и очень узкой стамеской. Хватка инструмента зависит от вида выполняемых операций (рис. 104).

Финишной операцией является отделка изделия, которая предполагает шлифование изделия и лакирование.

IV. Резьба с подушечным фоном похожа на резьбу с заоваленными контурами. Однако здесь подрез канавки со стороны фона делают более пологим, чем со стороны орнамента. В отдельных случаях плоскость фона между близкими частями орнамента делают несколько ниже, чем плоскость орнамента (для сохранения контрастности изображения). В этом случае фоновая поверхность приобретает вид подушечки. Обычно резьбой с подушечным фоном режут мелкий рисунок. Резьба с подушечным фоном придаёт дополнительную насыщенность и живописность (рис. 105).

Плоскорельефная резьба с подушечным фоном требует усвоения умений по выполнению отдельных упражнений. Часто характерным элементом резной композиции с подушечным фоном является розетка. Перед работой заготовку закрепляют с помощью державок нужной формы.

При выполнении розетки начинают с надреза по наружному контуру с помощью стамески или резака. Затем надрезают фон с боковых сторон композиции. В этом случае стамеску или резак держат под углом 90° и срезают фаску вдоль слоя древесины по направлению к этим сторонам. Срез затем заоваливают, снимая несколько тонких слоёв. Заоваливают фаску очень осторожно, чтобы избежать сколов. Далее резаком или стамеской соответствующего профиля делают надрез основных контурных линий рисунка и немного заоваливают их по фаскам. На следующем этапе прорезают остальные детали, продвигаясь от края рисунка к его центру. Выполнение резьбы с подушечным фоном показать на рис. 106.

Таким образом, изделие с элементами резьбы на подушечном фоне выполняют в следующей последовательности: а) наносят рисунок на фоновую поверхность; б) надрезают контур рисунка; в) подрезают контур рисунка; г) снимают фаски и заоваливают фон; д) прорезают оставшиеся (рис. 107) линии орнамента; е) шлифуют, красят, лакируют.

Следует помнить, что подушечки в широких местах заоваливают отлого, используя прямые стамески. Высота фона в узких местах должна быть ниже поверхности орнамента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: