double arrow

Школа элеатов


Школа атомистов.

Школа Пифагора.

Основные взгляды:

§ первопричиной всего существующего считали число (всю окружающую действительность, всё происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

§ мир в своей сущности состоит из чисел и геометрических фигур. Единица – это точка, движение единицы создаёт линию – это двойка. Тройка – это движение линии, создающее плоскость. Движение плоскости создаёт фигуру – это четвёрка и т.д.;

§ Пифагор считал, что математика больше всего приближает человека к Богу, ибо даже Бог не может отменить то, что дважды два равно четырём. Если есть в мире законы, которым повинуются и боги и люди, то это законы математики.

Материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего существующего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению).

Основные положения учения Демокрита:

§ весь материальный мир состоит из атомов»




§ атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего существующего;

§ атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

§ атомы имеют различную величину, различную форму;

§ между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

§ атомы находятся в вечном движении;

§ существует круговорот атомов: вещи, живые организмы, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира

Существовала в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известные философы данной школы: Парменид, Зенон Элейский

Основные взгляды:

§ изучали проблемы познания;

§ жёстко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;

§ считали всё существующее материальным выражением идей (были предшественниками идеализма)

Гераклит Эфесский (около 550 до н.э. — около 480 до н.э.) –крупный древнегреческий философ-материалист.

Основные взгляды:

§ первоначалом всего существующего считал огонь;

§ вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики;

§ считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («В одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

§ был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

§ признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб» в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим и плохим);

§ всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;



§ был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

§ движущей силой всех процессов считал борьбу.

Расцвет античной философии приходится на V – IV вв. до н.э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы.

Особенности классической философии:

§ создание систематизированных учений;

§ перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера;

§ выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего;

§ положили начало спору между материалистами и идеалистами;

§ от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

§ внесли вклад в развитие логики;

§ вели практическую философско-просветительскую деятельность

Гражданин античного по­лиса активно участвовал в жизни своего малень­кого государства. Он регулярно посещал народ­ные собрания, на которых обсуждались вопросы войны и мира, городского строительства, торгов­ли и т.п., ежегодно участвовал в выборах государ­ственных чиновников и сам в течение жизни неод­нократно мог занимать те или иные должности. За отправление государственных должностей в античной Греции не полагалось никакой оплаты, поэтому занять их стремились немногие. Иногда граждане были вынуждены прибегать к жребию, чтобы назначить кого-то командовать армией, надзирать за рынками или общественными водо­проводами. Античные греки много и с удовольст­вием судились, причем греческий суд не знал прокуроров и адвокатов, истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и присут­ствовавшей публикой. От умения внятно изло­жить суть дела и убедительно обосновать свои претензии часто зависел исход дела. Короче гово­ря, хорошему гражданину необходима была оп­ределенная образованность для выполнения сво­их гражданских обязанностей и осуществления своих гражданских прав.



Вот поэтому-то в античной Греции существовало всеобщее образование и высоко ценились учителя, их называли софистами (от греческого слова “софия” - мудрость), что означало первоначально “мудрец” или “учитель мудрости”. Они учили детей грамоте, основам наук, воспитывали умение ясно и убедительно говорить, отстаивать в спорах свое мнение. Со временем, однако, софисты стали изоб­ретать приемы, направленные на то, чтобы одура­чить собеседника, представить противника в смеш­ном или глупом виде, внушить недоверие к истине, а ложь, напротив, представить в белоснежных ри­зах истины. Такие недобросовестные приемы и уловки получили наименование “софизмы”, а слово “софист” приобрело тот негативный отте­нок, который сохранился у него до сих пор. Вот при­меры некоторых софизмов, сохранившихся в тру­дах древних авторов:

“То, чего ты не терял, у тебя есть. Ты не терял ро­гов. Следовательно, ты рогат”.

“Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следова­тельно, сидящий стоит”.

Со времен Античности до нас дошла следующая история. У знаменитого софиста Протагора был уче­ник по имени Эватл, обучавшийся праву. Учитель и ученик заключили договор, согласно которому Эватл должен был заплатить за обучение лишь по­сле того, как выиграет свой первый процесс. Одна­ко, закончив обучение, Эватл не спешил выступать в суде. Терпение учителя иссякло, и он подал на сво­его ученика в суд.

“Эватл в любом случае вынужден будет запла­тить мне, — рассуждал Протагор. — Он либо выигра­ет этот процесс, либо проиграет его. Если выигра­ет - заплатит в силу нашего с ним договора; если же проиграет - заплатит в силу приговора суда”.

“Ничего подобного, - рассуждал, в свою очередь, Эватл. — Действительно, я либо выиг­раю процесс, либо проиграю его. Если выиг­раю - решение суда освободит меня от уплаты; если же проиграю - не буду платить в силу на­шего договора”.

Ученик, как видите, оказался достоин своего учителя! Озадаченный таким поворотом дела, Про­тагор посвятил этому спору с Эватлом особое сочи­нение “Тяжба о плате”, которое, к сожалению, до нас не дошло.

А если вам публично начнут задавать, например, такие вопросы (договорившись предварительно, что вы будете отвечать только “да” или “нет”):

“Перестал ли ты бить свою мать?”, “Перестал ли ты пить коньяк по утрам?” и т.п. Здесь можно впасть в легкий столбняк: скажи хоть “да”, хоть “нет” - все равно оказываешься в дурацком положении.

Чувствуешь, что тебя слегка надувают, но в чем тут дело, сказать трудно. Софистика стала мешать общественной жизни греков, как, впрочем, она мешает нам и сейчас. Аристотель систематизиро­вал известные к тому времени логические знания, добавив к ним немало нового, и написал несколь­ко сочинений, в которых представил логику как средство защиты истины и разоблачения софисти­ки и лжи. В этом качестве она служит людям вот уже более двух тысячелетий. Значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схола­сты и до сих пор сохраняется введенная ими ла­тинская терминология.

В середине XIX в. логика пережила свою науч­ную революцию: возникла и стала бурно разви­ваться математическая (символическая) логика, применяющая для анализа рассуждений матема­тические средства и методы. Именно она заложила теоретические основы последующей разработки языков программирования для компьютерной тех­ники. Аристотелевская логика с тех пор стала на­зываться традиционной.

В России до 1917 г. логику преподавали в старших классах гимназии, и русские логики внесли значи­тельный вклад в развитие этой науки. Однако вско­ре после Октябрьской революции логика — по цело­му ряду причин - в России исчезает. Только в конце 40-х гг. она вновь возвращается сначала в юридиче­ские институты и университеты, затем в педагогиче­ские и другие вузы, а в последние годы логика вновь начинает проникать в школы.







Сейчас читают про: