Я
Э
Ш
Ч
Ц
Ф
У
Т
С
Р
П
О
Н
М
Л
К
И
З
Е
Д
Г
В
Б
А
Абсолютная истина - 1) полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; 2) знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем
Агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию) – философское учение о непознаваемости мира.
Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter — другой), бескорыстная забота о благе др. людей, отречение от всего личного во имя общественного – вот в чём состоит предназначение человека.
Анимизм (латин. anima – душа) – вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений.
Антиклерикализм (от греч. anti – против и лат. clericalis – церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества.
Антиномии (греч. antinomia, букв. противоречие между законами), противоречие двух равносильных суждений или умозаключений.
Антиобскурантизм (от лат. obscurans – затемняющий) – борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.
Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи), социализация личности, бытие человека в культуре.
Антропологический материализм – философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления.
Антропология (от греч. antropos – человек) – наука о происхождении и эволюции человека.
Антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.
Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Апейрон – первоначало, нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределённое.
Апологетика – (apologeomai - защищаю), защита принципов христианства от критики нехристианских философов.
Априори (от лат. apriori — из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Аристократия (от греч. aristos — лучший),форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.
Архетип - (от греч. arche — начало и typos — образ). В «аналитической психологии» К. Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т. н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т. ч. художественной.
Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п.
Атараксия (греч. ataraxia — невозмутимость), понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности.
Атеизм (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный) – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.
Атом – материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего.
Ахимса - (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма и джайнизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ.
Бессознательное - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта.
Биосфера – живая оболочка Земли, слоя животных и растений.
Биоцентризм – принцип где ценностью является не только человек, но и любое живое существо планеты, сама её биосфера.
Брахман - одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным.
Бытие – всё существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от сознания человека.
Вероучение – совокупность догматов и положений какой-либо религии
Возможность — тенденция развития предмета.
Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля), принцип, согласно которому главной движущей силой, определяющей всё в окружающем мире, является воля.
Восприятие - форма чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности.
Время – форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи.
Всеобщее - свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса.
Гедонизм (от греч. hedone — удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.
Гелиоцентризм - (от слова Гелиос (Гелий), в греческой мифологии бог Солнца), возникшее в эпоху Возрождения представление о строении Солнечной системы: Солнце — центральное тело, вокруг которого обращаются планеты.
Географический детерминизм – представление о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества.
Геоцентризм - (от слова Гея, в греческой мифологии мать-земля), иначе Птолемеева система мира. Возникшее в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной. Согласно геоцентрической системе мира, планеты, Солнце и другие небесные светила обращаются вокруг Земли по орбитам, представляющим сложное сочетание круговых орбит.
Геноцид - (от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю), истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).
Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации.
Гилозоизм – философское учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам материи.
Гипотеза – некоторое обоснованное предположение о существовании объекта, о закономерностях развития того или иного явления или необходимых связях объекта.
Глобалистика (франц. global — всеобщий, от лат. globus — шар) – научное направление, возникшее на стыке таких наук, как социология, экономика и философия, использующее методы математического моделирования для изучения глобальных проблем.
Гносеология (от греч. gnosis — познание и logos — слово, учение) – учение о познании, теория познания.
Гностицизм (от греч. gnostikos — знающий) – философское учение, утверждающее, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно.
Гуманизм - (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Дао - (китайское, букв. — путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве — путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме — закономерность сущего, его порождающее и организующее начало.
Движение – свойство материи, которое заключается в её способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.
Дедукция (от лат. deductio — выведение) – умозаключение от общих положений к частным случаям.
Деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.
Действительность — объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности.
Демократия (от греч. demos — народ), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.
Деноминация (от лат. denominatio – переименование), промежуточное звено между церковью и сектой.
Диалектика (от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Диаспора - (греч. diaspora — рассеяние), часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины.
Духовная культура – система духовных (моральных, религиозных, эстетических и т.п.) ценностей общества.
Дэ - в китайской философии даосизма понятие, обозначающее внешнее проявление космического начала дао.
Единичное (частное) – отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других.
Зооморфизм – уподобление животному, наделение звериными свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.
Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно.
Идеальность - особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы.
Идеаторность - способность творить и воспроизводить идеи - внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
Императив (от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон.
Индивид – это отдельный человек, являющийся носителем определённых социальных свойств.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного.
Индукция (от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
Индульгенция - (от лат. indulgentia — милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.
Интенциональность - направленность на предмет (окружающий мир, его предметы, явления).
Интернационализм - международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий.
Интуиция - (ср.-век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Иррационализм - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.
Истина – адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности
Исторический материализм - направление марксизма, которое исходит из идеи о том, что люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства.
Категория (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.
Карма - (санскрит — деяние), одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии. В широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.
Контркультура (от лам. сontra – против) – частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры.
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Космизм - совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств.
Космогония - происхождение и развитие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд, галактик).
Космология - физическое учение о Вселенной как целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств (однородности, изотропности и расширения) той части Вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений.
Космополитизм - (от греч. kosmopolites — космополит, гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства.
Космоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит освоение окружающего мира и явлений природы.
Коэволюция – совместное взаимосогласованное развитие человека и природы
Креационизм - (от лат. creatio — сотворение), религиозное учение о сотворении мира богом из ничего.
Культ (от лат. cultus — почитание), крайняя форма секты. Культы призывают к радикальным изменениям человека, группы и общества.
Культура - (от лат. cultura – возделывание, уход) исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Либидо - (лат. libido — влечение, желание, стремление). Одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (патологической регрессии или сублимации и т. п.).
Личность – это субъект деятельности, имеющий определённое сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, своё место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительности, эстетических и этических норм.
Логика (греч. logos – слово, понятие, мысль, наука) – наука о законах мышления.
Логос (греч. logos — речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера), понятие античной философии и христианского богословия, обозначающее разумный принцип, управляющий миром.
Магия (от греч. mageia) (колдовство, волшебство) – это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей.
Майевтика (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
Мантика - (мантейя, мантия) (от греч. mantike — искусство прорицания), искусство гадания с целью познания воли богов.
Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок и cultura – возделывание, воспитание) – в наиболее концентрированном виде представляет собой совокупность явлений культуры XX века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно, для сферы художественной культуры.
Материализм (от лат. materialis — вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.
Материальная культура – система материальных ценностей, возникающая в результате деятельности людей.
Материя (лат. materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание.
Метафизика (греч. meta ta qysica... букв. то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии.
Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод — способ построения и обоснования системы философского знания.
Методология (от метод и logos — слово, учение), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки — учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Механицизм - мировоззренческий принцип, объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи.
Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, учение), совокупность мифов.
Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Мистицизм - учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивным способом, который усматривается в мистике
Монархия - государство, главой которого является монарх.
Монотеизм (от моно... - один и греч. theos — бог) (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Народность - исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.
Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Научная картина мира – это целостная система представлений об окружающем человека мире, складывающаяся на основе выявленных в процессе познания закономерностей, используемых в науке принципов, понятий и категорий, раскрывающих сущность, свойства и отношения его объектов.
Научный факт – форма эмпирического знания, которая определённым образом фиксирует знание, полученное с помощью чувственно-практического опыта.
Национализм - идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности.
Нация - (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.
Нация-государство - совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры и т.д.
Нация-этнос - компактно проживающие или «рассеянные» (диаспоры) группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология и другие особенности.
Необходимость – тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами.
Нирвана - (санскр. — угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме — психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира.
Номинализм - (лат. nomen — имя, nominalis — именной,),направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей.
Ноосфера (от греч. noos — разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.
Общество система взаимоотношений между людьми, объединённых общими потребностями, интересами и целями, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.
Объективная истина - истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта)
Олигархия (греч. oligarсhia, от oligos — немногочисленный и arche — власть), режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богачей, военных и т. п.).
Онтология (от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение), раздел философии, учение о бытии.
Особенное - общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса.
Относительная истина - 1) неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения
Отражение - свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.
Охлократия (от греч. ochlos — толпа, чернь),в древнегреческих учениях о государстве — господство «толпы».
Ощущение – единичный акт чувственного познания.
Панентеизм (от пан... - всё и греч. en — в, theos — бог), религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге; синтез теизма и некоторых идей пантеизма.
Пантеизм - (от греч. pan — все и theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.
Патриотизм - (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
Патристика - (от греч. pater, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, т. н. отцов церкви.
Первоначало – основа, мельчайшая единица мира.
Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) – философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», то есть конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
Политеизм (от поли... - много и греч. theos — бог), представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни
Понятие – форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков.
Потенция (от лат. potentia — сила), скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях.
Прагматизм (от греч. pragma, род. п. pragmatos — дело, действие), 1) направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать «проблематические ситуации»); 2) концепция в которой смысл жизни здесь видится в служении практическому действию, выгоде, успеху.
Пределы роста – ограничения в развитии современной цивилизации, которые обусловлены возможностями природы.
Представление – образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый, создаваемый воображением.
Природа – совокупность естественных условий существования человека и общества.
Причина – явление, обуславливающее, порождающее другое явление.
Проблема – вопрос, который не может быть решён в рамках знания, составляющего базис некоторой теории
Прогресс - (от лат. progressus — движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Производительные силы - система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее богатств, в ходе которых воспроизводятся условия существования человека и происходит процесс его развития.
Производственные отношения - совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства, складывающихся в зависимости от характера и уровня производительных сил; выражают отношения собственности, которые обусловливают социально-классовую структуру общества.
Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов.
Развитие – количественно-качественное изменение материальных и идеальных объектов, которое характеризуется направленностью, закономерностями и необратимостью.
Расизм - совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.
Рационализм (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) - направление в философии, согласно которому основой бытия, познания, этики является разум.
Реализм - (от ср.-век. лат. realis — вещественный, действительный), направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается как бытие идеальных объектов.
Регресс - (от лат. regressus — обратное движение), тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.
Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Римский клуб – неформальная организация учёных, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов.
Самоорганизация материи – создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил.
Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.
Сансара - (санскр.), одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы.
Секта (лат sekta – образ мыслей, учение, направление) – группа оппозиционеров внутри какой-нибудь религии, неудовлетворённая существующим в церкви положением дел, выдвигающая новые идеи,обычно понимаемые как исключительные, ведущие подчас к изоляционизму, замкнутости и оторванности от основного религиозного направления.
Секуляризация - (от позднелат. saecularis — мирской, светский),ослабление влияния церкви на общественную и государственную жизнь.
Следствие – явление, порождённое другим явлением.
Случайность – тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.
Смысл жизни – это самостоятельный, осознанный выбор человеком тех ценностей и идеалов, которые ориентируют его на самореализацию, связанную с удовлетворением потребности творить, отдавать, делиться в другими, а иногда и жертвовать собой ради других.
Содержание – то, из чего состоит предмет или явление.
Сознание - это связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно-логических образах.
Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании.
Софизм (от греч. sophisma — уловка, выдумка, головоломка), мнимое доказательство, в котором ложь выдаётся за правду.
Софистика (греч. sophistike),
1) рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики (употребление софизмов); 2) Учение древнегреческих софистов 5-4 вв. до н. э.
Социализация - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества
Социальная мобильность изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).
Стоический - мужественный, терпеливый, стойкий в жизненных испытаниях.
Страты – социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем доходов, престижностью профессии, районом проживания и т.п.
Субкультура (от лат. sub – под) – это целостная культура определённой социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (сленга), художественного творчества.
Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.
Субъективная истина - истина, зависимая от человека (субъекта).
Суждение -мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности.
Сущность – внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл.
Схоластика - (от греч. scholastikos — школьный, ученый), философия, преподававшееся в школах, а с середины XII века и в университетах.
Теизм (от греч. theos — бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем
Теодицея - (франц. theodicee — оправдание Бога, от греч. theos — Бог и dike — справедливость), общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием мирового зла, «оправдать» Бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сторон бытия.
Теология (от греч. theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.
Теория – совокупность логически связанных между собой знаний, которая даёт целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления или некоторой области явлений действительности
Теософия (от греч. theos — Бог и sophia — мудрость),1) в широком смысле — всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн; 2) Мистическая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей — соединение мистики буддизма и др. восточных учений с элементами оккультизма и неортодоксального христианства.
Теоцентризм – система взглядов, согласно которой сила, определяющая мышление, поведение человека и общества – есть Бог.
Тирания (греч. tyrannis), форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении.
Толерантность - (от лат. tolerantia — терпение), терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Томизм - учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля.
Тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») – поклонение рода, племени животному, растению, предмету или явлению природы, которое считает своим предком.
Трансцендентный - (лат. trans-cendere - переступать) - термин, означающий то, что находится за границами сознания и познания.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение
Утилитаризм (от лат. utilitas — польза, выгода), принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.
Утопия - (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований.
Фатализм - (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.).
Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами.
Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Философия (от фил... и греч. sophia — мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека
Философская антропология – направление философии, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.
Философский метод – система наиболее общих приёмов теоретического и эмпирического освоения действительности.
Форма – порядок, в котором сосуществуют составные части предмета или явления, способ внешнего выражения содержания.
Формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества.
Футурология (от лат. futurum — будущее и греч. логос — слово, учение), в широком значении — общая концепция будущего Земли и человечества, в узком — область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики.
Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности
Церковь (греч. kyriake – Божий дом); если интерпретировать это слово, исходя из перевода, то церковь есть обиталище Бога. В современном понимании церковь – это социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) имеют ввиду разумно организованное, высокоразвитое общество во всём его многообразии и целостности.
Цинизм (от греч. kynismos — учение киников), нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности.
Человек – понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).
Шовинизм – (франц. chauvinisme, от имени Н. Шовена (Chauvin), солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона I), ненависть к другим народам, которые объявляются негодными и зловредными.
Эвдемонизм этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни.
Эгоизм (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье).
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире
Эклектика (от греч. eklektikos — выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.
Элитарная культура (от франц. elite — лучшее, отборное), понятие, которое характеризует культуру, ориентированную на особую группу людей (элиту), обладающую высокой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии.
Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Эмпирический закон – форма эмпирического знания, в которой обобщаются результаты конкретных практических исследований в некоторой области явлений.
Эскапизм - (от англ. escape — бежать, спастись), стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения.
Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей.
Этика (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
Явление – обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам.
Почему такое название? В исследуемом отрывке сначала говориться о том, чему мы должны удивиться, а в конце о том, чему мы удивляться не должны. Но в современном мире, даже среди называющих себя евангельскими верующими мы можем встретить сегодня намного больше людей, которые дивятся тому, чему дивиться не должно и их совсем не удивляет то, что действительно достойно удивления
slide2 Иоан.5:20... чтобы вы удивлялись.
...
Иоан.5:28 Не удивляйтесь этому,...
Как я уже сказал, очень часто все происходит наоборот... Наши эмоции включаются там, где не надо и бездействуют там, где им должно работать в полном объеме. Помните, однажды Христос сказал ученикам, чтоб они не радовались одному, но радовались другому, а у учеников как раз радость вызывалась первым.
Итак, данный текст говорит что Бог делает нечто чтобы мы удивлялись и призывает нас не удивляться некоторым истинам, а воспринимать их спокойно, понимая, что это реальность, которая должна стать неотъемлемой частью нашего мировоззрения. В нашем изучении мы рассмотрим их в обратном порядке.
Библия говорит о том, что мы, люди, не должны удивляться тому, что будет воскресение мертвых и суд, за которым последует осуждение на вечные осмысленные мучения в аду. Это не должно никого удивлять. Потому что, как мы увидим далее — это очень логично и обоснованно Писанием и даже нашим глубоким внутренним стремлением к справедливости.
Но Библия говорит о том, что мы должны удивляться тому, что будет часть людей, которые не будут нести наказание за свой грех, потому что их наказание берет на Себя Богочеловек, Божий Сын Иисус Христос. И это должно вызывать в нас искреннее удивление.
Разговор с инспектором ГАИ
ОПИГ: Мы не
Что нам мешает верить в воскресение?
*мы не видели воскресших мертвых (хотя мы много чего не видели)
slide 3 (Деян.17:31-33) ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
32 Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
33 Итак Павел вышел из среды их.
*мы не до конца верим и доверяем Богу
Потому что Библия говорит об этом однозначно.
*вера в науку, как в абсолютный авторитет «мы живем не в средневековье!» Однажды один радиопроповедник сказал в эфире: «сегодня вечером вы можете спокойно лечь в свою постель, а проснуться в аду, я бы хотел вас предостеречь»
*возможно мы попали под влияние еретических учений и либеральных евангелистов, которые отрицают идею вечного наказания:
Slide4 Уэйн Грудем пишет об этом так: «те, кто перестает верить в Библию, как в источник абсолютной истины, в первую очередь отрекается именно от этого учения. Среди либеральных богословов, которые не признают абсолютный авторитет Библии, в наши дни, возможно нет ни одного человека, который верил бы в учение о вечном осознаваемом наказании.»
Причем люди это неверие еще и искуссно прячут, хотя и не могут укрыться когда Бог, по своей милости выводит их на свет еще при этой жизни.
Свидетельства КМП, КЛП
*часто люди просто не хотят верить в воскресенье
Почему люди не хотят верить в воскресение? Они боятся суда.
Slide5 (Деян.24:24,25)24 Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса.
25 И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.
Что предпринимают люди, чтоб не верить в воскресенье?
*Строят баррикады из ложной аргументации (собирают все цитаты и мнения, которые помогают им в неверии. Вырабатывают собственные конструкции. Прибегают к еретическим и ложным учениям, вырывают из библии отдельные фразы)
*Нападают в разной форме на учение о воскресении и суде. В предыдущем тексте мы видели такую реакцию, как глумление и насмешки, по принципу «лучшая защита-нападение»
*Стараются не думать об этом вообще («теперь пойди, а когда найду время, позову тебя». К сожалению, как видно из текста, он так и не нашел нужным позвать Павла еще раз)
Очень странная попытка избежать ответственности: отрицать наличие правоохранительных органов и исправительных учреждений.
Slide6 (Пс.52:2)Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.
*должна ли проповедь о Христе включать весть о суде и воскресении?
Да, потому что такой пример оставили апостолы:
Проповедуя о вере во Христа Апостол Павел не оставил без внимания тему воздержания, праведности и будущего суда.
Сегодня многие верующие пытаются проповедовать о вере во Христа без упоминания о грехе, о праведности и суде, потому что бояться, что людям это не понравится. Но если у кого-то и было реальное основание бояться того, что люди негативно отреагируют на его проповедь то это у Павла в данный момент его истории. Он узник, который стоит перед судом. Может не стоило перед теми, от кого зависит его жизнь и свобода проповедовать о неприятных вещах? Может стоило рассказать о Божьей любви, о том что нужно просто принять Христа и все будет хорошо? Может быть Апостол Павели сделал бы так, если бы он был таким же безответственным и беспечным, как многие верующие сегодня, но он понимал, что проповедывать нужно всю волю Божию и только тогда он будет чист от крови погибших людей, потому что Христос Сам это делал (как мы увидим из изучаемого текста) и повелел проповедовать о себе не только как о Спасителе, но и как о неподкупном Судьи
*должна ли проповедь о Христе включать весть о суде и воскресении?
Да, потому что такой пример оставили апостолы:
Да, потому что это повеление Самого Христа:
В доме Корнилия Апостол Петр говорит об этом прямо:
Slide7 (Деян.10:42)И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
*должна ли проповедь о Христе включать весть о суде и воскресении?
Да, потому что такой пример оставили апостолы:
Да, потому что это повеление Самого Христа: