Социальные общности и их роль в жизни человека и общества

Социальные институты: государство, политические партии, профсоюзы кооперативные, церковные и другие учреждения, которые образуют политическую организацию общества.

а) Возраст - это знак в процессе социальной символизации. Этому знаку могут быть приписаны различные коннотативные смыслы, оценки.

Та или другая ступень в онтогенезе, тот или другой возраст становится основанием для объединения с другими, для идентификации с ними, а также - для дифференциации, для противопоставления другим по возрасту. Главное противопоставление - это противопоставление "отцов" и "детей", которые конституируются в обществе как поколения.

б) Связь пола с иерархической социальной структурой возникает, аналогично возрастной дифференциации, когда половые знаки приобретают социальные смыслы. В цивилизованном обществе возникает социально привилегированный пол - мужчины, и подчиненный пол - женщины. Разделение общностей мужчин и женщин имеет не столько биологическое, сколько социальное происхождение. Биологическое выступает лишь как "предлог" для социальной дифференциации. Не случайно с помощью одежды, различного воспитания и тому подобных культурных средств половая дифференциация многократно усиливает то "естественное" различие полов, которое дано природой. + пару слов по феминизму.

в) Профессионально-классовая дифференциация развертывается по той же схеме, что и возрастные и половые различия. Люди должны производить средства к жизни. Это до-социальное условие их существования предполагает необходимость определенного разделения деятельности на конкретные виды деятельности, которые производят эти средства. Соответственно этому возникают общности, занимающие то или иное место в этом распределении деятельностей. Разделение на классы проецируется на иерархическую лестницу. Выделяются привилегированные, господствующие классы и непривилегированные, угнетенные классы.

г) Люди, живущие на поверхности земной суши, "объективно" разделяются на группы, присваивающие (см. о собственности) себе те или иные ландшафты. Это и есть этносы. Этнос всегда предполагает отчизну, родину, родную землю. Отчизна это место, где обеспечивается жизнь людей. Этносы это социальные общности, которые идентифицируются с определенным ландшафтом и с определенным генотипом, выражающимся в характерных особенностях строения тела. Противопоставление может быть "мягким", по преимуществу в сфере культуры, или более "жестким" - в сфере экономики, где осуществляется конкурентная борьба за рынки, ресурсы, сферы влияния, которая принимает либо государственно-дипломатические, либо военные формы. Соответственно, в рамках той или иной цивилизации выделяются цивилизационные центры и периферия, то есть этносы, которые лидируют в рамках данной цивилизации, и этносы, которые составляют "второй и третий эшелон" ее.

д) семья

1. Социальная реальность предполагает существование некоторых вне социальных ("объективных", "внечеловечесих", "внедуховных") условий, которые предстают в качестве материала, субстрата, вещественного носителя идентификации и проекции.
2. С помощью описанных процедур (идентификации, проекции, социальной символизации) индивиды присваивают эти знаки, в известном смысле отождествляясь с ними и, через них, с определенными группами. В результате возникают такие структурные единицы социальной реальности как общности (возрасты, полы, классы, профессии, этносы).
3. Общности рефлектируются, осознаются, культивируются и на их базе возникают объединения - различные формы организованных социальных движений, партии, государства и т.п.
4. Объединения культивируются на основе определенных духовных комплексов, которые могут быть названы идеологиями в широком смысле слова.
5. Общности могут быть сформированы только в том случае, если они противопоставляются другим общностям, (отцы и дети, мужчины и женщины, правители и народ, различные этносы). Выделяются привилегированные и подчиненные общности, то есть различие общностей проецируется на иерархическую лестницу.
6. Между общностями, соотнесенными друг с другом на иерархической лестнице, развертывается вечное соперничество, борьба. Эта борьба в конечном итоге стремится выяснить, какая из соперничающих общностей ближе к всеобщему, к Абсолюту, к Богу.

54. Политические и правовые институты: возникновение, место и роль в жизни общества. Правовое государство и гражданское общество.

Политика- деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой являются завоевание, удержание и использование гос. власти. Как сфера общественной жизни политика включает также политические идеи и соответствующие им учреждения. Государство – основа политической организации. Есть государственные (аппарат гос-ва, милиция, армия и т.д.) и не государственные (партии, церковь и др.) политические институты. У государства внутренние и внешние функции.

Право - возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни данного класса, его интересами. Право оформляется в виде системы норм, правил установленных властью. Особенность правовых норм заключается в том, что их исполнение обеспечивается принудительной силой государства. Право определяется господствующими в обществе производственными отношениями, оформляет и закрепляет эти отношения. Право регулирует отношения между людьми. Правовые институты: законодательные(дума), исполнительные (суды, прокуратура, тюрьмы и т.п.).

Они возникли с возникновением первых государств при уходе от родовой общины (в обществе появились классы). Показать взаимосвязь политики и экономики.

Институты регламентируют отношения между социальными элементами внутри государства, между государствами. При помощи институтов государство поддерживает свою власть.

Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыс­лимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации).

В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

· экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

· безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;

· легитимность и демократический характер власти;

· равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

· правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

· политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

· свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

· невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

· классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Правовое государство - это такое государство, в кото­ром создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо­вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Основные признаки правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Всистеме правовых ценностей высшей формой выражения, орга­низации и защиты свободы людей является закон. Основной закон правового государства - конституция.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного раз­вития. В социально-политической жизни свобода человека высту­пает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депу­татов перед избирателями (отзыв депутата): ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинар­ная, гражданско-правовая или уголовная ответственность долж­ностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность лич­ности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонару­шения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: