Целевые показатели деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства

Система бюджетов туроператора

 
 


Финансовое планирование помимо разработки стратегических, текущих и оперативных планов предполагает разработку системы целевых показателей финансово-хозяйственной деятельности, по которым далее, по окончании определенного (планового) периода, осуществляется контроль за деятельностью как предприятия в целом, так и за деятельностью отдельных структурных подразделений. Также по окончании планового периода контролируется достижение плановых показателей посредством их сравнения с фактическими показателями деятельности за данный период.

Показатели могут быть натуральными и стоимостными.

Систему целевых показателей деятельности гостиничного предприятия на бюджетный период можно представить в виде следующей схемы:

 
 


Расчет некоторых целевых показателей, характеризующих деятельность гостиницы представлен в следующей таблице:

Показатели Расчет Пояснение
1. Средние расценки за номера (Average Room Rate –ARR) Выручка от номерного фонда / Число занятых номеров Позволяет определить средние расценки за номер за определенный период времени (либо плановый, либо фактический). Разница между стоимостью номера «на стойке» и значением показателя ARR свидетельствует об уровне скидок, в том числе для туроператоров.
2. Средние поступления на действующий номер (Revenue per Available Room – RevPAR) Общая выручка по номерному фонду / Общее число действующих номеров в гостинице Позволяет сравнить результативность деятельности гостиницы по периодам, оценить обоснованность маркетинговой политики гостиницы.
3. Доходность номерного фонда (Rooms Yield) Фактическая выручка по предоставляемым номерам / Плановая выручка на основе объявленных расценок гостиницы за проживание Характеризует уровень скидок, обоснованность тарифной политики.
4. Потенциальная выручка Число номеров х объявленные расценки Реальный объем услуг, который может произвести гостиница при полном использовании имеющегося потенциала (имеющегося номерного фонда).
5. Доля расходов на оплату труда (Labor Cost Percentage) Заработная плата / Общая сумма выручка Позволяет оценить долю в выручке самых крупных для гостиницы расходов, а по подразделениям такой коэффициент показывает на сколько эффективно работают сотрудники каждого подразделения.
6. Коэффициент загрузки Число ночевок / Число мест в гостинице Характеризует использование номерного фонда
7. Индекс проникновения Загрузка по гостинице / Средняя загрузка по рынку Показывает результативность предприятия в сравнении с потенциально возможным результатом.
8. Среднее время проживания гостя Пропускная способность гостиницы / Число гостей, обслуженных за год Характеризует время, в течение которого гость зарегистрирован в гостинице.
9. Число оборотов гостиничного места в год Число мест / Среднее время проживания одного гостя Характеризует интенсивность использования номерного фонда гостиницы за определенный период.
10. Коэффициент многократной загрузки (Число проживающих гостей - число проданных номеров) / число проданных номеров х 100% Определяет долю номеров, занятых более чем одним гостем.
11. Число гостей на один проданный номер Общее число гостей / Число проданных номеров Характеризует качество загрузки номерного фонда
12. Средняя загрузка одной горничной (среднее число убранных номеров) Число занятых номеров / Число горничных (смен) Используется для оперативного управления службой горничных, для определения оптимального режима работы.
13. Средняя сумма посещения (Average Check Price – ACP) Общая выручка подразделения оказывающего услугу / число посещений Показывает среднюю сумму одного посещения клиентом подразделения питания (ресторана, бара и т.п.) или среднюю сумму за получение какой-либо услуги, оказываемой подразделением гостиницы.
14. Коэффициент обеспеченности дополнительными платными услугами Число выполненных заявок / Число заявок поданных на каждую услугу Число выполненных заявок определяется на основании числа оказанных услуг; число заявок, поданных на каждую услугу, определяется по журналам учета заявок. Данный коэффициент позволяет выявить потребность в услугах.
15. Коэффициент оказания дополнительных платных услуг Выручка, полученная за оказанные дополнительные платные услуги / Заселенный потребителями дополнительных платных услуг номерной фонд Позволяет оценить востребованность дополнительных услуг гостиницы.
16. Стоимость реализованной продукции (Food Cost Percentage) Себестоимость реализованных продуктов / Выручка от продажи продуктов Этот показатель используется для оценки деятельности подразделений питания. Характеризует обоснованность уровня расходов на закупаемые продукты питания.
17. Доход от продажи продуктов питания на один номер Общий доход от продажи продуктов питания и напитков / Число занятых номеров Характеризует деятельность службы питания.

При разработке системы показателей в сфере туризма и гостеприимства также целесообразно использовать данные типовых форм статистического наблюдения, утвержденные Приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 июля 2012 г. N 422
"Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, административными правонарушениями в сфере экономики и туризмом".

Для сферы туризма и гостеприимства данным приказом утверждены следующие формы:

1) «Сведения о деятельности туристической фирмы» (форма № 1-турфирма);

2) «Сведения о деятельности коллективного средства размещения» (форма № 1-КСР).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: