Введение. В.М.Цлаф. Теория управления социально-деятельностными системами: Курс лекций

Содержание

В.М.Цлаф. Теория управления социально-деятельностными системами: Курс лекций.

Самара – 2009

Курс лекций

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМИ СИСТЕМАМИ

В.М.Цлаф

Кафедра государственного и муниципального управления

Факультет экономики и управления


ÓВ.М.Цлаф, 2009.

Все методические материалы по теории управления, а также текст курса лекций можно найтив электронном виде по интернет-адресу: https://econcentre.samsu.ru/forstudents.html

Введение.................................................................................................................................. 5

1. Теоретические основы управления................................................................................... 7

1.1. Основные методологические понятия...................................................................... 7

1.1.1. Знание и мышление в управлении..................................................................... 7

1.1.2. Системный подход............................................................................................. 17

1.1.3. Понятие деятельности........................................................................................ 21

1.1.4. Понятие процесса. Процессы и механизмы..................................................... 38

1.1.5. Управление и руководство................................................................................ 50

1.2. Объект менеджмента................................................................................................. 54

1.2.1. Социально-деятельностные системы как объекты менеджмента.................. 54

1.2.2. Онтологическая схема социально-деятельностной системы......................... 60

1.3. Теория ситуаций и управленческие решения......................................................... 66

1.3.1. Понятие ситуации. Ситуации выбора и проблемные ситуации................... 66

1.3.2. Принятие решений в ситуациях выбора (выбор решения на основе анализа рисков).................................................................................................................................................... 71

1.3.3. Анализ и разрешение проблемных ситуаций.................................................. 74

1.3.4. Обеспечение реализуемости управленческих решений................................. 78

1.4. Методология стратегического управления развитием.......................................... 81

1.4.1. Управление развитием: проектно-плановый и программный подходы...... 81

1.4.2. Структура управленческой деятельности при проектно-плановом и программном подходах к управлению развитием........................................................................................ 87

1.4.3. Стратегическое мышление................................................................................ 90

1.4.4. Структура стратегии........................................................................................... 94

1.4.5. Структура и содержание программ развития.................................................. 96

1.4.6. Разработка стратегии.......................................................................................... 96

2. Современное состояние менеджмента. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям................................................................................................................. 101

2.1. Социально-экономическая и социокультурная ситуация в России в период начала рыночных реформ....................................................................................................................... 101

2.2. Современные проблемы создания конкурентоспособной экономики в России 107

2.3. Современные проблемы взаимоотношений собственников и менеджеров..... 111

2.4. Проблемы профессионализации управленческого труда: мышление и творчество vs технологии.................................................................................................................................. 115

3. Организация системы управления................................................................................ 124

3.1. Функции управления.............................................................................................. 124

3.2. Виды структур организации................................................................................... 124

3.3. Функционально-деятельностное проектирование организации........................ 125

3.4. Организационное проектирование........................................................................ 130

3.4.1. Общие положения............................................................................................. 130

3.4.2. Роль оргструктур............................................................................................... 133

3.4.3. Основные элементы оргструктуры................................................................. 136

3.4.4. Механизмы координации деятельности исполнителей............................... 136

3.4.5. Разработка организационной структуры....................................................... 138

3.4.6.Разработка материальной структуры............................................................... 141

3.4.7. Использование аутсорсинга............................................................................ 146

3.5. Процессный подход к управлению организацией............................................... 148

3.5.1. Сущность процессного подхода...................................................................... 148

3.5.2. Принципы выделения процессов................................................................... 150

3.5.3. Управление «сквозными» процессами........................................................... 151

3.5.4. Процессное, проектное и программно-целевое управление....................... 152

4. Исследование и анализ объектов и систем управления............................................. 153

4.1. Общие положения.................................................................................................... 153

4.2. Анализ производственной деятельности.............................................................. 154

4.3. Анализ организационно-управленческой деятельности..................................... 160

4.4. Анализ инновационной деятельности.................................................................. 164

4.5. Организация исследования..................................................................................... 166

5. Разработка и принятие организационных и управленческих решений................... 168

5.1. Цели и функции решений при осуществлении процессов организации и управления. Объект и субъект управления................................................................................................... 168

5.2. Содержание управленческих решений................................................................. 171

5.3. Формы управленческих решений.......................................................................... 172

5.4. Управленческое решение и право.......................................................................... 173

5.5. Организация процесса разработки и принятия решения.................................... 173

5.6. Информационное обеспечение принятия управленческих решений................ 176

5.6.1. Общие положения............................................................................................. 176

5.6.2. Получение информации................................................................................... 176

5.6.3. Передача информации...................................................................................... 177

5.6.4. Хранение информации..................................................................................... 177

5.7. Коммуникация в системе управления при подготовке и принятии решений.. 178

6. Кадровый потенциал организации как основа эффективного управления............. 180

6.1. Понятие кадрового потенциала. Управление кадровым потенциалом............. 180

6.2. Активизация человеческого ресурса. Проблема стимулирования труда: социокультурный аспект........................................................................................................................................... 188

6.3. Проблемы управления персоналом....................................................................... 196

7. Эффективность управления........................................................................................... 204

7.1. Общие положения.................................................................................................... 204

7.2. Понятие и способы измерения эффективности управления коммерческой организацией...................................................................................................................................................... 204

7.3. Способы измерения эффективности деятельности коммерческой организации в процессе оценивания эффективности управления................................................................................. 208

7.4. Финансовые показатели эффективности деятельности коммерческой организации 213

7.5. Использование нефинансовых показателей при анализе эффективности и управлении деятельностью коммерческой организации. Сбалансированная система показателей..... 215

8. Управление нововведениями........................................................................................ 218

Приложение. Финансовые показатели, применяемые в России и США..................... 223

Настоящий курс лекций основан на авторских материалах – результатах 30-летних (1979-2009) разработок автора в области теории управления, подкрепленных собственной 40-летней управленческой и более, чем 20-летней консалтинговой практикой.

Назначение курса – выработать у студентов понимание основных принципов управления социально-деятельностными системами – любыми системами, в которых люди являются субъектами деятельностей, продуцируя процессы, нуждающиеся в управлении для получения нужного результата.

Из научных результатов, полученных автором, в курсе использованы:

· восходящий к работам Г.П.Щедровицкого системный подход, позволяющий строить многомерное представление системы (одновременно в 5 планах), что позволяет, в свою очередь, рассматривать организации в планах процессной, функциональной, организационной (морфологической, или институциональной), материальной структур и организованности материала – в частности, это позволяет органически синтезировать межфункциональные (институционализированные) и межличностные отношения как факторы достижения в деятельности нужного результата; этот подход применяется в сочетании с «обычным» системным подходом, принятым в кибернетике и основанным на принципах «черного ящика» и направленного действия;

· представление деятельности и ее развития как результата разрешения противоречия институциональных и социокультурных норм, базирующееся на известных постулатах социологии; это представление определяет границы реализуемости управленческих решений и дает инструмент для построения эффективных и реализуемых решений; в частности отсюда вытекает имеющий важнейшее значение для управленческой практики вывод о приоритете организационной культуры над институциональными средствами управления;

· также восходящее к работам Г.П.Щедровицкого различение естественных и искусственных процессов, диалектика их взаимодействия, вытекающая отсюда классификация процессов, открывающая пути к эффективному управлению ими;

· представление менеджмента в системе категорий «процесс– механизм», построение логической структуры базовых понятий менеджмента, соединяющей его «процессные», «функциональные» и «человеческие» элементы, выявление двойственности объекта менеджмента в ряде аспектов;

· трехплоскостная модель знания об объекте управления, позволяющая, в частности, дифференцировать диагностику организации и анализ ситуаций;

· онтологическая схема социально-деятельностной системы, дающая общее понимание процессов в таких системах и позволяющая определить подлежащие управленческому анализу факторы, действующие в любой социально-деятельностной системе: государстве, предприятии, семье и др.;

· теория проблем и проблемных ситуаций, позволяющая строить универсальные схемы их анализа;

· методика обеспечения реализуемости управленческих решений;

· структурные схемы деятельности стратегического управления в дифференцированных Г.П.Щедровицким и его школой проектном и программном подходах, увязанных с классическими представлениями стратегического управления по И.Ансоффу;

· структура стратегического мышления;

· структура стратегии и деятельностей по ее разработке и использованию;

· анализ влияния функционализации советской экономики, социокультурных факторов и фактора отрицательной эластичности потребительского спроса на разрушительную динамику отечественной экономики в начале 90-х гг. XX века;

· анализ роли социального капитала и коррупции в современном российском бизнесе;

· анализ влияния стереотипов научной экспертизы на развитие инновационной экономики;

· анализ проблем профессионализации управленческого труда, связанных с противоречиями между технологиями (знанием), мышлением и творчеством в управленческой деятельности; построение «интеллектуального треугольника профессионального управленца», показывающего рациональные области применения технологий, мышления и творчества;

· методика функционально-деятельностного проектирования организации;

· методика организационного проектирования, основанная на синтезе теоретико-деятельностного, институционального и инженерного подходов;

· методика исследования и анализа производственной и организационно-управленческой деятельностей в организациях;

· понятия кадрового потенциала и управления кадровым потенциалом организации и территории;

· общий перечень компетенций работника, необходимых для его включения в профессионально-трудовую деятельность;

· анализ структурно-деятельностного и социокультурного аспектов стимулирования работников;

· анализ современных проблем управления персоналом, в том числе, классификация видов отношения работников к денежному вознаграждению, проблемы распределения вознаграждений между работниками – членами семьи собственника,;

· понятие и способы измерения эффективности управления.

Курс не содержит материалов, изложенных в имеющихся учебниках, которые можно дать студентам на самостоятельную проработку, таких как история американского «научного менеджмента» с начала XX века и т.п. Курс также не содержит материалов, представляющих предмет других дисциплин, включенных в учебный план: истории управленческой мысли, управления персоналом и др.

Автор будет благодарен за замечания по структуре и содержанию и предложения по улучшению данного курса. Электронный адрес автора sbs@samaramail.ru.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: