Налоговый кодекс как основа системы налогообложения

Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в условиях разрыва экономических связей между респуб­ликами, входившими ранее в единый народнохозяйственный ком­плекс. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому нало­говая политика того периода приобрела преимущественно фис­кальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии до­ходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных спо­собах его осуществления. Ориентация на ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплатель­щиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидае­мым. В Беларуси наметилось массовое уклонение от налогов, со­кращение налоговой базы. Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.

С 1992 г. проводились многочисленные корректировки налого­вого законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму нало­говую систему. Она усложнялась множеством инструктивных ука­заний, требований, разъяснений.

Более существенным изменениям подвергались состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды. Сокраще­ние их общего количества с 12 в 1992 г. до 8 видов в 1997 г. и до 3 видов в 1998 г. произошло за счет объединений ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд и за счет изменения состава платежей. Были отменены отчисления на раз­витие здравоохранения, снижены нормы платежей в фонд соци­альной защиты с 40,8 до 35%. Одновременно были введены новые формы целевых сборов: на содержание и ремонт жилищного фон­да, на содержание детских дошкольных учреждений, на поддер­жку производителей сельхозпродукции и продовольствия, а в 1999 г. к ним добавился еще и местный фонд стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия. С целью уси­ления контроля за использованием государственных средств боль­шинство внебюджетных фондов с 1998 г. было преобразовано в целевые бюджетные фонды, что, однако, не изменило общего уровня налоговой нагрузки.

В последнее время проведена работа по сокращению и объединению внебюджетных фондов. В 2007 году из многочисленных целевых сборов и отчислений, базой для исчисления которых была выручка, остались отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Эти отчисления были объединены в единый платеж с налогом с пользователей автомобильных дорог. С 2008 года налог с пользователей автомобильных дорог отменен, а отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки планируется отменить в 2011 году.

Следует заметить, что непредсказуе­мость налоговых нововведений вызывает негативную реакцию на­логоплательщиков, так как лишает их возможности составлять бизнес-план даже на год вперед.

Показатель удельного веса налогов в ВВП не характеризует тяжесть налогового бремени. За 2006 год величина налоговой нагрузки в РБ с учетом отчислений в ФСЗН составила 42,8%. Во многих процветающих странах он выше, чем в Беларуси, например, в Дании он составляет 54%, в Швеции – 57%, а в США уровень налогов не достигает 30% ВВП.

Высокая концентрация в руках Скандинавских государств фи­нансовых ресурсов общества сочетается с соответствующим соци­альным обеспечением населения, бесплатными образованием, медицинским обслуживанием, высоким пенсиями и пособиями по безработице.

Особенности белорусской модели налоговой системы проявляются не столько на макроуровне, сколько при ее детальном анализе на уровне конкретных налогоплательщиков. Наибольшее влияние на финансовое состояние предприятий оказывают налоги и отчисления, включаемые в издержки производства и обращения (экологический налог, земельный налог, отчисления в инновационные фонды и др.). Их уровень за 2006 г. в общей сумме налоговых поступлений составил 13,1%.

Следует заметить, что включение налогов в издержки произ­водства не предусмотрено международными стандартами. Оно приводит к завышению себестоимости товаров, снижает их кон­курентоспособность на мировых рынках.

Это характерно и для косвенных налогов и отчислений, вклю­чаемых в отпускную цену продукции сверх себестоимости и прибыли. Речь идет не столько о непосредственных налогах (акцизах и НДС), используемых большинством государств, сколько о надбавках к це­нам, введенных в Беларуси для создания целевых фондов поддерж­ки производителей сельскохозяйственной продукции и продоволь­ствия. Подобные отчисления, так же как и налоговая нагрузка на себестоимость, приводят к за­вышению реализационных цен на продукцию, работы и услуги.

Экономические отношения в области налогообложения, упла­ты в бюджет сборов, пошлин регулируются налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод зако­нов, соответствующих Конституции государства.

Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, про­цедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых ор­ганов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.

Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, устано­вивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретно­го налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа, которые затем преобразованы в Инструкции, отмененные в настоящее время. Налоговая сис­тема гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воз­действие на отраслевые пропорции, инвестиционную активность, расширение малого и среднего бизнеса, оживление предприни­мательской инициативы. В этой связи назрела необходимость ре­формирования налоговой системы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь.

Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффек­тивного, равного и справедливого налогообложения объектов эко­номической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанав­ливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

Налоговый кодекс не допускает введение налогов, сборов, по­шлин либо дифференциацию их ставок в зависимости от форм соб­ственности, организационно-правовой формы предприятия, граж­данства физического лица, места происхождения уставного капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут также быть основанием для установления налоговых льгот.

Налоговая система включает в себя множество элементов, каждому из которых в Налоговом кодексе дается четкое и одно­значное определение. К ним относятся: налогоплательщики, объек­ты налогообложения, налоговая база, ставки налогов, сроки уп­латы, льготы, налоговые санкции и др.

Налоговый кодекс являет­ся документом прямого действия. Он закрепляет те положения, которыми должны руководствоваться все субъекты налоговых от­ношений. Изменения в состав республиканских налогов, сборов и пошлин или в порядок их исчисления могут вноситься лишь при утверждении бюджета на следующий финансовый год либо при внесении поправок в закон о государственном бюджете на теку­щий год. Таким образом, обеспечивается сочетание стабильности налоговой системы и гибкости ее реакции на изменения экономи­ческой ситуации в республике.

Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматри­вать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным закон­ным основанием для отчуждения собственности юридических и фи­зических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества.

Равенство налогоплатель­щиков перед законом выступает как экономическое равенство, ког­да за основу размеров налоговых изъятий принимается фактичес­кая способность к уплате платежей путем сравнения базовых по­казателей. Уплата налогов с учетом платежеспособности юриди­ческих и физических лиц оставляет им свободу действий за преде­лами налогового обязательства, побуждает зарабатывать больше доходов для себя и для государства в обусловленной законом доле.

В Налоговом кодексе устанавливается четкая презумпция правоты налогоплательщика, позволяющая ему принимать наи­более выгодные с точки зрения минимизации налогов решения в организации бизнеса. Помимо фискальных целей в нем заклады­ваются функции, регулирующие и стимулирующие развитие при­оритетных для государства отраслей экономики и отдельных про­изводств.

Таким образом, Налоговый кодекс играет роль важ­нейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованно­сти которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: