Налоговая система
1. Понятие и сущность налоговой системы. Тенденции построения налоговых систем в развитых странах мира
2. Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь
3. Налоговый кодекс как основа системы налогообложения
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
· порядок установления и ввода в действие налогов;
· виды налогов или система налогов; классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
· порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
· налоговые органы;
· права и обязанности налогоплательщиков;
· права и обязанности налоговых органов;
· ответственность участников налоговых отношений;
· защита прав и интересов налогоплательщиков;
· налоговое законодательство.
Во всех современных государствах прерогатива установления и взимания налогов принадлежит представительной власти, что достигается посредством законов и иных законодательных актов. В Республике Беларусь республиканские налоги устанавливаются законами, указами и декретами Президента РБ, а местные налоги – решениями местных Советов депутатов.
Налоговые системы разных стран являются итогом эволюции их экономик. В них отразилась специфика государственного устройства, приоритетность направлений в формировании структуры общественного производства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Вместе с тем усиливающаяся интеграция экономик стран отдельных регионов, расширение хозяйственных связей товаропроизводителей и создание транснациональных корпораций обусловили необходимость максимальной унификации налоговых систем, выработки единых принципов их построения. Экономической наукой разработаны и обоснованы основополагающие требования, которым должны отвечать налоговые системы. При этом за основу взяты четыре принципа налогообложения, сформулированные А.Смитом.
Основополагающие принципы дополняются и детализируются с учетом тех условий, в которых создаются налоговые системы. Например, для неустоявшихся экономик государств переходного периода, к каким относятся Республика Беларусь и страны СНГ, особое значение приобретает оптимальное сочетание принципов стабильности налоговых систем с гибкостью их реакции на изменения экономической ситуации. Отсутствие стабильности служит главным препятствием притока иностранных и отечественных инвестиций в национальное хозяйство. Частые изменения налогов приносят большие потери налогоплательщикам, которые не успевают своевременно адаптироваться к новым правилам, допускают ошибки в исчислении платежей, уплачивают за это финансовые санкции. При проверках, проводимых налоговыми инспекциями, нарушения налогового законодательства обнаруживаются в среднем на двух из трех предприятий, притом большая их часть носит неумышленный характер.
Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменения экономической ситуации. Налоговые реформы следует рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса эволюции государства. Если налоговая система не будет соответствовать выбранным приоритетам на каждом новом этапе развития экономики, она станет тормозом общественного прогресса.
Экономически развитые страны накопили многовековой опыт в построении налоговых систем и продолжают их совершенствовать, осуществляя налоговые реформы с периодичностью в 4-10 лет. Например, США произвели крупные изменения в налоговом законодательстве в 1986 и в 1990 гг. в направлении существенного снижения налоговых ставок при одновременном сокращении перечня предоставляемых налогоплательщикам льгот. Государственный бюджет при этом не ощутил потерь доходов, так как расширилась налоговая база.
В Канаде последняя крупная налоговая реформа осуществлена в 1987 г. Она также предусматривала либерализацию налогообложения. Канадские власти уделяют большое внимание повышению конкурентоспособности своей налоговой системы и созданию более льготных, чем в США, налоговых условий для привлечения капиталов в национальную экономику.
В аналогичной ситуации находится Республика Беларусь, главной проблемой которой является поиск инвестиций в обновление и расширение производственной базы национального хозяйства. Налоговая система в этом аспекте должна быть привлекательной для отечественных и внешних инвесторов и одновременно эффективной с позиций обеспечения поступлений доходов в государственный бюджет.
Подобной концепции придерживались страны Восточной Европы, реформировавшие в 90-х годах свои налоговые системы и обеспечившие благодаря тому ускоренное развитие рыночных отношений.
Однако, несмотря на усовершенствование налоговых систем ни одной стране до сих пор не удалось создать идеальную модель налоговой системы, полностью соответствующую всем принципам и в равной степени отвечающую интересам государства и налогоплательщиков. Прогрессивность различных налоговых систем может быть оценена по степени их приближения к главному критерию, сформулированному А.Смитом и заключающемуся в том, что налоги должны являться «признаком не рабства, а свободы». Для этого необходимо, чтобы налоговые ставки устанавливались на приемлемо низком уровне, чтобы налогоплательщику было выгоднее полностью рассчитаться с государством, чем уклоняться от своих обязательств. Только в такой ситуации возможен рост доходов государственного бюджета за счет расширения границ бизнеса, увеличения количества реальных налогоплательщиков и объема их денежных оборотов.