Понятие и сущность налоговой системы

Налоговая система

1. Понятие и сущность налоговой системы. Тенденции построения налоговых систем в развитых странах мира

2. Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь

3. Налоговый кодекс как основа системы налогообложения

Под налоговой системой государства понимается совокуп­ность налогов, пошлин и сборов, установленных на его террито­рии и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокуп­ность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

· порядок установления и ввода в действие налогов;

· виды налогов или система налогов; классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;

· порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;

· налоговые органы;

· права и обязанности налогоплательщиков;

· права и обязанности налоговых органов;

· ответственность участников налоговых отношений;

· защита прав и интересов налогоплательщиков;

· налоговое законодательство.

Во всех современных государствах прерогатива установления и взимания налогов принадлежит представительной власти, что достигается посредством законов и иных законодательных актов. В Республике Беларусь республиканские налоги устанавливаются законами, указами и декретами Президента РБ, а местные налоги – решениями местных Советов депутатов.

Налоговые системы разных стран являются итогом эволюции их экономик. В них отразилась специфика государственного уст­ройства, приоритетность направлений в формировании структу­ры общественного производства, особенности внутренней и внеш­ней политики, национальный менталитет. Вместе с тем усиливаю­щаяся интеграция экономик стран отдельных регионов, расшире­ние хозяйственных связей товаропроизводителей и создание транс­национальных корпораций обусловили необходимость максималь­ной унификации налоговых систем, выработки единых принципов их построения. Экономической наукой разработаны и обоснованы основополагающие требования, которым должны отвечать налого­вые системы. При этом за основу взяты четыре принципа налого­обложения, сформулированные А.Смитом.

Основополагающие принципы дополняются и детализируют­ся с учетом тех условий, в которых создаются налоговые системы. Например, для неустоявшихся экономик государств переходного периода, к каким относятся Республика Беларусь и страны СНГ, особое значение приобретает оптимальное сочетание принципов стабильности налоговых систем с гибкостью их реакции на измене­ния экономической ситуации. Отсутствие стабильности служит главным препятствием притока иностранных и отечественных ин­вестиций в национальное хозяйство. Частые изменения налогов приносят большие потери налогоплательщикам, которые не ус­певают своевременно адаптироваться к новым правилам, допус­кают ошибки в исчислении платежей, уплачивают за это финан­совые санкции. При проверках, проводимых налоговыми инспек­циями, нарушения налогового законодательства обнаруживаются в среднем на двух из трех предприятий, притом большая их часть носит неумышленный характер.

Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы опе­ративно реагировать на изменения экономической ситуации. Налого­вые реформы следует рассматривать как неотъемлемую часть обще­го процесса эволюции государства. Если налоговая система не будет соответствовать выбранным приоритетам на каждом новом этапе развития экономики, она станет тормозом общественного прогресса.

Экономически развитые страны накопили многовековой опыт в построении налоговых систем и продолжают их совершенство­вать, осуществляя налоговые реформы с периодичностью в 4-10 лет. Например, США произвели крупные изменения в налого­вом законодательстве в 1986 и в 1990 гг. в направлении суще­ственного снижения налоговых ставок при одновременном сокра­щении перечня предоставляемых налогоплательщикам льгот. Государственный бюджет при этом не ощутил потерь доходов, так как расширилась налоговая база.

В Канаде последняя крупная налоговая реформа осуществле­на в 1987 г. Она также предусматривала либерализацию налогооб­ложения. Канадские власти уделяют большое внимание повыше­нию конкурентоспособности своей налоговой системы и созданию более льготных, чем в США, налоговых условий для привлече­ния капиталов в национальную экономику.

В аналогичной ситуации находится Республика Беларусь, глав­ной проблемой которой является поиск инвестиций в обновление и расширение производственной базы национального хозяйства. На­логовая система в этом аспекте должна быть привлекательной для отечественных и внешних инвесторов и одновременно эффектив­ной с позиций обеспечения поступлений доходов в государствен­ный бюджет.

Подобной концепции придерживались страны Восточной Европы, реформировавшие в 90-х годах свои налоговые системы и обеспечившие благодаря тому ускоренное развитие рыночных отношений.

Однако, несмотря на усовершенствование налоговых систем ни одной стране до сих пор не удалось создать идеальную модель налоговой системы, полностью соответствующую всем принципам и в равной степени отвечающую интересам государства и налого­плательщиков. Прогрессивность различных налоговых систем мо­жет быть оценена по степени их приближения к главному крите­рию, сформулированному А.Смитом и заключающемуся в том, что налоги должны являться «признаком не рабства, а свободы». Для этого необходимо, чтобы налоговые ставки устанавливались на приемлемо низком уровне, чтобы налогоплательщику было вы­годнее полностью рассчитаться с государством, чем уклоняться от своих обязательств. Только в такой ситуации возможен рост дохо­дов государственного бюджета за счет расширения границ бизне­са, увеличения количества реальных налогоплательщиков и объе­ма их денежных оборотов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: