Меры и санкции по обеспечению исполнения налогового обязательства, их сущность, характеристика и последовательность исполнения

Налоговое законодательство предусматривает определенные меры, которые могут быть использованы органами взыскания для обеспечения исполнения налоговых обязательств.

Необходимость их применения возникает при неисполнении, несвоевременном исполнении или ненадлежащем исполнении нало­гоплательщиком обязательств по уплате налогов и других платежей в бюджет и государственные внебюд­жетные фонды. Подобные факты являются налоговыми нарушения­ми, и налогоплательщик несет материальную и (или) административную ответственность по каждому из них.

Тяжесть налогового нарушения может являться основанием для возбуждения дела о налоговом преступлении. В таком случае на налого-

плательщика может налагаться не только материальная и административная, но и уголовная ответственность.

Под мерами по обеспечению исполнения налогового обязательства следует понимать действия органа взыскания, по­зволяющие обеспечить поступления в бюджет и в государствен­ные внебюджетные фонды причитающихся сумм.

Мерами по обеспечению исполнения налогового обязательства являются:

· выставление требования об уплате налога, сбора, пошлины;

· приостановление операций по счетам в банке;

· бесспорное списание банком по решению налогового органа денежных средств со счета налогоплательщика или иного обязан­ного лица в банке и перечисление их в соответствующие бюджеты;

· взимание налога, сбора, пошлины за счет наличных денеж­ных средств налогоплательщика или иного обязанного лица;

· взимание причитающихся сумм за счет имущества налого­плательщика или иного обязанного лица;

· арест имущества должника или его денежных сумм.

Эти меры применяются на практике, как правило, в назван­ной последовательности.

Согласно Налоговому кодексу требование об уплате налога, сбора, пошлины может быть выставлено юридическому лицу – плательщику не позднее пяти лет, а физическому – плательщи­ку не позднее трех лет со дня истечения срока, определенного налоговым законодательством либо в установленном налоговым законодательством порядке. Оно выставляется независимо от при­влечения налогоплательщика или иного обязанного лица к ответ­ственности за нарушение налогового законодательства. Вместо предприятия, организации требование об уплате налога, сбора, пошлины может быть в необходимых случаях предъявлено любо­му собственнику (учредителю, участнику).

Сумма платежа, указанная в требовании, может быть изме­нена по решению налоговых органов или хозяйственного суда.

На период действия отсрочки, рассрочки, налогового креди­та, обжалования налогоплательщиком или иным обязанным лицом выставленного требования и в других законных случаях срок его исполнения приостанавливается.

Если выставленное требование об уплате налога, сбора, по­шлины не будет исполнено в установленный срок, руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о при­остановлении операций налогоплательщика или иного обязанного лица по его счетам в банке, кроме операций, связанных с испол­нением налогового обязательства. Эта мера необходима для накоп­ления причитающихся сумм платежей в бюджет, и после их уп­латы операции по счетам осуществляются в обычном режиме.

Приостановление операций по счетам плательщика в банке не исключает необходимости использовать такую меру взыскания, как бесспорное списание денежных средств со счетов налогопла­тельщика или иного обязанного лица и зачисление их в доходы государства.

Для этого налоговый орган направляет в банк, где открыты счета плательщика, инкассовое распоряжение (требование, по­ручение) с указанием суммы и счетов, с которых должно быть произведено перечисление денежных средств. При этом взимание налога, сбора, пошлины с валютных счетов производится в сум­ме, эквивалентной платежу в рублях. Расчет производится исходя из официального курса рубля по отношению к иностранной валю­те, установленного Нацбанком Республики Беларусь.

Если предпринятые меры оказались недостаточными для по­гашения задолженности перед бюджетом или их применение тре­бует длительного времени, то по усмотрению органа взыскания уплата налогов, сборов, пошлин может осуществляться наличны­ми деньгами. Привлекаются все наличные денежные средства, которыми официально располагает плательщик, как находящие­ся в кассе, в том числе в иностранной валюте, так и значащиеся по бухгалтерским (кассовым) документам.

Если денежных средств явно недостаточно, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление о привлечении его дебиторов к исполнению выставленного ему требования об уплате налогов, сборов, пошлин.

Налоговый орган рассматривает заявление и принимает ре­шение о выставлении требования дебитору (дебиторам) налого­плательщика в пределах невыполнен­ного последними налогового обязательства. Такое решение нало­говый орган может принять и самостоятельно по актам проверки (сверки) наличия дебиторской задолженности у иных субъектов хозяйствования перед налогоплательщиком.

В последнюю очередь взимание налогов, сборов, пошлин про­изводится за счет имущества налогоплательщика или иного обя­занного лица. Для этого их имущество должно быть реализовано по договорам комиссии или на аукционе, организуемом по ини­циативе и с участием налоговых органов.

Арест имущества связан с обращением взыскания на имуще­ство и является одной из мер обеспечения исполнения налогового обязательства. Он применяется тогда, когда все предыдущие дей­ствия не обеспечили погашения задолженности, или при наличии умысла плательщика уклониться от уплаты платежей. Арестом имущества признается действие налогового органа по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо для исполнения требования об уплате налогов, сборов, пошлин. Решение о наложении ареста на имущество принимается руково­дителем налогового органа или его заместителем в форме соот­ветствующего постановления налогового органа.

Арест имущества производится в присутствии понятых и при участии налогоплательщика или иного обязанного лица либо их представителя. При отсутствии налогоплательщика, иного обязан­ного лица либо их представителя арест имущества осуществляет­ся с санкции прокурора или по решению суда.

При проведении ареста составляется протокол, в дополнение к нему может составляться опись имущества.

Штрафы на руководителей, должностных лиц организаций, предпринимателей налагаются за нарушение порядка ведения учета, ведущее к неправильному определению объектов налогообложения, налогооблагаемой базы и суммы налогов; уклонение от ведения учета или ведение заведомо недостоверного уче­та доходов и иных объектов налогообложения; нарушение порядка хранения документов по налогам; несво­евременное представление налоговой декларации, а также укло­нение от ее подачи; отказ от выдачи документов и иных сведений должностному лицу налогового органа при проверках и воспре­пятствование доступа работников налоговых органов на террито­рию или в помещение проверяемого лица; несоблюдение порядка пользования имуществом, на которое наложен арест, и в других случаях.

Финансовые санкции, налагаемые по актам налоговых прове­рок, являются средством воздействия на неаккуратных плательщиков и направлены на своевременное и полное исполнение налоговых обязательств впредь. Они выража­ются в изъятии (обращении) в доходы бюджета: выручки (дохода), незаконно полученной с нарушением порядка приема наличных денежных средств; дохода от занятия деятельностью, требующей лицензии, при ее отсутствии; товарно-материальных ценностей, находящихся на складах и в пунктах продажи и не имеющих доку­ментов, подтверждающих источники их приобретения. Пеня также входит в понятие финансовых санкций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: