Налоговое законодательство предусматривает определенные меры, которые могут быть использованы органами взыскания для обеспечения исполнения налоговых обязательств.
Необходимость их применения возникает при неисполнении, несвоевременном исполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком обязательств по уплате налогов и других платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Подобные факты являются налоговыми нарушениями, и налогоплательщик несет материальную и (или) административную ответственность по каждому из них.
Тяжесть налогового нарушения может являться основанием для возбуждения дела о налоговом преступлении. В таком случае на налого-
плательщика может налагаться не только материальная и административная, но и уголовная ответственность.
Под мерами по обеспечению исполнения налогового обязательства следует понимать действия органа взыскания, позволяющие обеспечить поступления в бюджет и в государственные внебюджетные фонды причитающихся сумм.
|
|
Мерами по обеспечению исполнения налогового обязательства являются:
· выставление требования об уплате налога, сбора, пошлины;
· приостановление операций по счетам в банке;
· бесспорное списание банком по решению налогового органа денежных средств со счета налогоплательщика или иного обязанного лица в банке и перечисление их в соответствующие бюджеты;
· взимание налога, сбора, пошлины за счет наличных денежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица;
· взимание причитающихся сумм за счет имущества налогоплательщика или иного обязанного лица;
· арест имущества должника или его денежных сумм.
Эти меры применяются на практике, как правило, в названной последовательности.
Согласно Налоговому кодексу требование об уплате налога, сбора, пошлины может быть выставлено юридическому лицу – плательщику не позднее пяти лет, а физическому – плательщику не позднее трех лет со дня истечения срока, определенного налоговым законодательством либо в установленном налоговым законодательством порядке. Оно выставляется независимо от привлечения налогоплательщика или иного обязанного лица к ответственности за нарушение налогового законодательства. Вместо предприятия, организации требование об уплате налога, сбора, пошлины может быть в необходимых случаях предъявлено любому собственнику (учредителю, участнику).
Сумма платежа, указанная в требовании, может быть изменена по решению налоговых органов или хозяйственного суда.
На период действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита, обжалования налогоплательщиком или иным обязанным лицом выставленного требования и в других законных случаях срок его исполнения приостанавливается.
|
|
Если выставленное требование об уплате налога, сбора, пошлины не будет исполнено в установленный срок, руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика или иного обязанного лица по его счетам в банке, кроме операций, связанных с исполнением налогового обязательства. Эта мера необходима для накопления причитающихся сумм платежей в бюджет, и после их уплаты операции по счетам осуществляются в обычном режиме.
Приостановление операций по счетам плательщика в банке не исключает необходимости использовать такую меру взыскания, как бесспорное списание денежных средств со счетов налогоплательщика или иного обязанного лица и зачисление их в доходы государства.
Для этого налоговый орган направляет в банк, где открыты счета плательщика, инкассовое распоряжение (требование, поручение) с указанием суммы и счетов, с которых должно быть произведено перечисление денежных средств. При этом взимание налога, сбора, пошлины с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной платежу в рублях. Расчет производится исходя из официального курса рубля по отношению к иностранной валюте, установленного Нацбанком Республики Беларусь.
Если предпринятые меры оказались недостаточными для погашения задолженности перед бюджетом или их применение требует длительного времени, то по усмотрению органа взыскания уплата налогов, сборов, пошлин может осуществляться наличными деньгами. Привлекаются все наличные денежные средства, которыми официально располагает плательщик, как находящиеся в кассе, в том числе в иностранной валюте, так и значащиеся по бухгалтерским (кассовым) документам.
Если денежных средств явно недостаточно, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление о привлечении его дебиторов к исполнению выставленного ему требования об уплате налогов, сборов, пошлин.
Налоговый орган рассматривает заявление и принимает решение о выставлении требования дебитору (дебиторам) налогоплательщика в пределах невыполненного последними налогового обязательства. Такое решение налоговый орган может принять и самостоятельно по актам проверки (сверки) наличия дебиторской задолженности у иных субъектов хозяйствования перед налогоплательщиком.
В последнюю очередь взимание налогов, сборов, пошлин производится за счет имущества налогоплательщика или иного обязанного лица. Для этого их имущество должно быть реализовано по договорам комиссии или на аукционе, организуемом по инициативе и с участием налоговых органов.
Арест имущества связан с обращением взыскания на имущество и является одной из мер обеспечения исполнения налогового обязательства. Он применяется тогда, когда все предыдущие действия не обеспечили погашения задолженности, или при наличии умысла плательщика уклониться от уплаты платежей. Арестом имущества признается действие налогового органа по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества.
Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо для исполнения требования об уплате налогов, сборов, пошлин. Решение о наложении ареста на имущество принимается руководителем налогового органа или его заместителем в форме соответствующего постановления налогового органа.
Арест имущества производится в присутствии понятых и при участии налогоплательщика или иного обязанного лица либо их представителя. При отсутствии налогоплательщика, иного обязанного лица либо их представителя арест имущества осуществляется с санкции прокурора или по решению суда.
|
|
При проведении ареста составляется протокол, в дополнение к нему может составляться опись имущества.
Штрафы на руководителей, должностных лиц организаций, предпринимателей налагаются за нарушение порядка ведения учета, ведущее к неправильному определению объектов налогообложения, налогооблагаемой базы и суммы налогов; уклонение от ведения учета или ведение заведомо недостоверного учета доходов и иных объектов налогообложения; нарушение порядка хранения документов по налогам; несвоевременное представление налоговой декларации, а также уклонение от ее подачи; отказ от выдачи документов и иных сведений должностному лицу налогового органа при проверках и воспрепятствование доступа работников налоговых органов на территорию или в помещение проверяемого лица; несоблюдение порядка пользования имуществом, на которое наложен арест, и в других случаях.
Финансовые санкции, налагаемые по актам налоговых проверок, являются средством воздействия на неаккуратных плательщиков и направлены на своевременное и полное исполнение налоговых обязательств впредь. Они выражаются в изъятии (обращении) в доходы бюджета: выручки (дохода), незаконно полученной с нарушением порядка приема наличных денежных средств; дохода от занятия деятельностью, требующей лицензии, при ее отсутствии; товарно-материальных ценностей, находящихся на складах и в пунктах продажи и не имеющих документов, подтверждающих источники их приобретения. Пеня также входит в понятие финансовых санкций.