Налоговый контроль
Порядок зачета и возврата налогов и других платежей
Суммы налогов и неналоговых платежей, излишне поступивших в бюджет, подлежат зачету в счет других причитающихся с плательщиков сумм либо возврату из бюджета (внебюджетного фонда).
Налоговый орган обязан сообщать плательщику о каждом ставшем ему известном факте переплаты и излишне уплаченной или взысканной сумме. Зачет излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления плательщика или иного заинтересованного лица. Переплата может быть направлена на исполнение налоговых обязательств по другим налогам, уплату неналоговых платежей по наступающим срокам, уплату финансовых санкций, включая пени.
Налоговый орган может самостоятельно произвести указанный зачет, если от плательщика в установленный срок не поступит заявление о возврате излишне уплаченной суммы.
Заявление о возврате либо зачете в счет предстоящих платежей суммы, излишне уплаченной в бюджет, подается в соответствующий орган взыскания по месту учета налогоплательщика (месту жительства гражданина) до истечения одного года со дня ее уплаты. Орган взыскания в 10-дневный срок принимает и исполняет решения о возврате излишне уплаченной суммы либо о проведении зачетов в счет предстоящих платежей, о чем сообщается налогоплательщику.
|
|
В случае подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм неналоговых платежей к нему прилагаются подлинные платежные документы и заключение соответствующего учреждения, взимающего платежи, с обоснованием полного либо частичного возврата платежа.
Зачет переплаты в погашение задолженности по другим причитающимся с плательщика суммам производится налоговой инспекцией без заявления налогоплательщика.
В практике работы органов взыскания по обеспечению исполнения налоговых обязательств возникают ситуации, когда вышестоящий суд отменяет решения суда о конфискации имущества или суд отказывает уполномоченному органу в обращении взыскания долгов на описанное имущество налогоплательщика или иного обязанного лица. В таких случаях производится возврат имущества или возмещение его стоимости.
1. Налоговый контроль и его формы
2. Виды и методы налогового контроля
3. Документальная налоговая проверка, приемы и методы ее проведения
Налоговый контроль – составная часть финансового контроля, представляет собой совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны контролировать (проверять) соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
|
|
Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства.
Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Субъектами налогового контроля являются налогоплательщики – юридические и физические лица, на которых в законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи.
Специалисты органов, осуществляющих налоговый контроль, в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, виды, методы налогового контроля.
В зависимости от времени осуществления можно выделить три формы налогового контроля: предварительный, текущий, последующий.
Предварительный налоговый контроль проводится на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся налоговых вопросов. Цель его - предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговый нарушения, не допустить потери бюджета.
Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его – исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Эту форму контроля применяют в ведомственном (внутрихозяйственном) контроле.
Последующий налоговый контроль является заключительной стадией контроля и проводится после совершения финансово-хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Цель такого контроля – проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений - применение соответствующих мер по их устранению, привлечение к ответственности виновных, возмещение ущерба.
Последующий налоговый контроль имеет следующие особенности:
· вскрывает недостатки предварительного и текущего налогового контроля;
· позволяет по результатам контрольных действий не только устранить недостатки, но и возместить ущерб, привлечь к ответственности виновных лиц.