Функции цен

Экономическое содержание цены

ЦЕНА В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Рыночная цена – это сумма денег за которые продавец хочет продать товар, а покупатель готов его купить. В рыночной экономике все имеет цену – любой товар и услуга. Купля-продажа – это факт признания за товаром ценности, которая выражается в определенном количестве денежных знаков. Эта ценность и есть цена товара. Так как ценности товара постоянно изменяются, то и цена находится в постоянном движении. Свободное движение товарных цен и есть рыночная экономика. Толчок этому движению дает взаимодействие спроса и предложения на рынке. Но и цена оказывает влияние на величину спроса и предложения. Теоретически и практически товарный дефицит вызывает рост цен, а товарный избыток – их падение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения и стимулируют увеличение производства. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки (товаров, производственных ресурсов, труда, ценных бумаг и др.) с помощью равновесных цен.

Цена – это важная экономическая категория, которая должна обеспечить нормально работающим предприятиям возмещение затрат и получение необходимой величины прибыли. От правильности установления цены зависит объем реализации, конкурентоспособность предприятия и другие важнейшие показатели его деятельности.

Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро-, макро- и интерэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия. С цены начинается и ценой заканчивается деятельность предприятия. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг. Уровень цены по разному влияет на такие важные показатели деятельности предприятия, как прибыль, рентабельность, занимаемая доля рынка и др.

На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важных экономических пропорций (между накоплением и потреблением, отраслями народного хозяйства, производственными и непроизводственными сферами), а также сигнализирует о возникновении дисбаланса.

На уровне интерэкономики, в международной торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.

Ценообразование относится к наиболее сложному и ответственному разделу управления. Некорректное решение по ценам способно не просто ухудшать показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и вывести их за пределы допустимых значений, что может привести к банкротству. Кроме того, ценовые решения могут иметь долговременное последствие для потребителей, дилеров, конкурентов.Это особенно актуально в нынешних условиях, когда вследствие снижения покупательской способности, уменьшение нормы прибыли для успешной деятельности наибольшее значение приобретают последовательная реализация эффективной ценовой стратегии и правильная методика установления цены.

Чем же определяется размер цен? Что принимать за основу? – затраты труда, результаты труда или что-то другое?

Существует несколько концепций, основная из которых – стоимостная, которую раскрыл Карл Маркс в своем труде «Капитал». Цена выражается стоимостью товара, а стоимость – это воплощенные в товаре полезные затраты труда. Однако рыночная цена зависит не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности этих затрат покупателем. В этом случае цена становится вне стоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.

Сегодня цена должна быть главным инструментом управления спросом и должна регулировать объем предложения. Логика коммерческой деятельности состоит в том, чтобы цены были прямо связаны с определением объемов продаж. Между тем сумма, которую покупатель готов платить, никак не связана с затратами производителя.

Эти затраты прямо влияют на решение производителя о том, какие товары и в каком количестве производить. Эти две логики (концепции) обретают компромиссное согласование лишь на рынке. То есть, цену должны определять предложение (стоимость) и спрос (полезность). Таким образом, цена выражает стоимость товара с учетом рыночных регуляторов. Как потребитель, так и производитель должны установить цену, которая «вписывается» в рынок. Отличие рыночного ценообразования в том, что реальный процесс формирования цены происходит не в сфере производства, а в сфере обращения под воздействием спроса и предложения.

Цена выполняет ряд функций, которые имеют важное значение. Функции тесно связаны с действием объективных экономических законов. Функцию цены характеризует совокупность общих свойств, которые присущи ей, как экономической категории.

Информационная функция цены состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах, о наличии товара и его дефицитности.

Планово-учетная функция цены означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов и прогнозов. С помощью цен осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей. Цена показывает, во что обходится обеспечение потребности в конкретной продукции. Она позволяет анализировать стоимостный учет разных процессов и измерение их результатов. На основе этой функции производители имеют возможность учитывать изменения конъюнктуры рынка, связанные с переходом товара из одной стадии жизненного цикла в другую (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад). Политика ценообразования должна быть очень гибкой, чтобы предприятие могло функционировать на всех стадиях жизненного цикла без необоснованных затрат.

Функция цены как средство рационального размещения производства. С помощью цены происходит перелив инвестиций в те сектора экономики, в те производства, где высокая норма прибыли. Пока предприниматели мало используют свои капиталы для развития производства (рискуют), а больше вкладывают в торгово-посредническую деятельность, где оборот капитала быстрее.

Балансирующая функция цены. Цена выполняет уравновешивающую функцию между спросом и предложением, стимулирует рост производства при дефиците товара и разгружает рынок от излишков, ограничивая тем самым производство.

Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цены реально только на свободном рынке, когда количество товаров, которые покупатель желает приобрести эквивалентно тому объему, который производитель предлагает на рынке. В реальности же это равновесие нарушается и тогда приводятся в движение те рыночные инструменты, которые способны вернуть равновесие и в частности цену.

Стимулирующая функция цены. Цена стимулирует производителя через прибыль, которая заключена в цене. Цены способствуют (или препятствуют) увеличению выпуска и потреблению разных товаров. При регулировании цены можно реально стимулировать (или замедлять) внедрение научно-технического прогресса, экономию затрат, улучшение качества, структуру производства. Цена выступает критерием оценки рациональности принимаемых решений.

Распределительная функция цены. Цена выступает инструментом распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообмена. Особенно эта функция проявляется в цене, которая регулируется государством.

Когда цена устанавливается выше стоимости, то часть ее перераспределяется в пользу продавца, то есть потребитель при покупке товара несет повышенные расходы. Отклоняясь от стоимости, цена может перераспределять национальный доход. Данную функцию цены дополняет финансово-кредитная система. Важной формой распределения НД выступает оплата труда.

Между разными функциями цены имеется взаимосвязь, которая может быть противоречивой. Это должно быть предметом специальных маркетинговых исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: