Классификация информационных систем
Основным классификационным признаком информационных систем производственного менеджмента является широта охвата функциональных задач. По этому признаку информационные системы подразделяются на локальные и интегрированные.
Локальные информационные системы решают ограниченный перечень функциональных задач в конкретной сфере. Примерами таких систем являются 1С:Бухгалтерия, 1С:Управление торговлей, Альт Инвест (фирма Альт).
Интегрированная информационная система представляет собой объединение информационных систем в различных сферах деятельности одного или нескольких хозяйствующих субъектов. Корпоративная информационная система (КИС) всегда является интегрированной.
Интегрированные информационные системы подразделяются на малые, средние и крупные.
Малые интегрированные системы используются на малых предприятиях с численностью работающих до 100 человек. Данные системы позволяют осуществлять функции бухгалтерского и управленческого учета, автоматизацию складских операций, кадровый учет, управление финансовыми потоками и т.д. Примерами малых интегрированных систем являются КИС «Галактика» (фирма Галактика), «Босс Корпорация» (фирма АйТи), «MK Manufacturing» (фирма Мебиус).
|
|
Средние интегрированные системы рассчитаны на средние предприятия, где численность работающих составляет 100–500 человек. К числу интегрированных систем данного класса относятся 1С:Предприятие 8, AXAPTA (фирма Microsoft), Syteline (фирма Frontstep).
Крупные интегрированные системы отличаются множеством модулей и широкой функциональностью, удовлетворяющей потребности крупного промышленного предприятия. Примерами широко распространенных систем данного класса являются SAP R/3 (фирма SAP), Oracle Applications (фирма Oracle), Baan IV (фирма Baan) и др.
Применительно к промышленному предприятию классификация информационных систем в составе интегрированной во взаимосвязи с пользователями на различных уровнях управления, может быть представлена в виде следующей пирамиды (рисунок 1.6).
На рисунке 1.6. приняты следующие обозначения:
DSS (Decision Support Systems) – системы поддержки принятия решений;
MIS (Management Information Systems) – информационные системы управления;
KWS (Knowledge Work Systems) – системы обработки знаний;
Рис. 1.6. Классификация информационных систем
в составе интегрированной системы промышленного предприятия
TPS (Transaction Processing Systems) – системы обработки операций;
МВУ – менеджеры верхнего уровня управления;
МСУ – менеджеры среднего уровня управления;
ИТР – инженерно-технические работники, служащие;
МНУ – менеджеры нижнего уровня управления, рабочие, операторы.
|
|
Следует заметить, что интеграции подлежат информационные системы как в сфере управления, так и в сфере исполнения определенной работы.
Рассмотрим информационные системы верхнего уровня, обеспечивающие поддержку принятия решений. Данные системы включают в себя:
· Executive Support Systems (ESS) – административные системы;
· Business intelligence (BI) – интеллектуальный бизнес-анализ на основе технологий OnLine Analytical Processing, OLAP – оперативный анализ информации и DataMining – интеллектуальный анализ данных;
· Business Performance Management, BPM – управление эффективностью бизнеса.
Рассмотрим информационные системы управления.
В зависимости от состава функциональных задач интегрированные информационные системы управления подразделяются на классы MRP II, ERP и ERP II.
Класс систем MRP II (Manufacturing Resource Planning) предусматривает обязательную функциональность системы, направленную на управление производственными ресурсами. Базовыми модулями систем MRP II являются:
· составление основного производственного плана (Master Production Scheduling);
· планирование потребностей в материалах (Material Requirements Planning);
· планирование производственных мощностей (Capacity Requirement Planning);
· планирование и контроль производственных операций (Tooling Planning and Control).
Класс систем ERP (Enterprise Resource Planning) позволяет управлять всеми ресурсами предприятия, в том числе трудовыми и финансовыми, а не только производственными.
Класс систем ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) предусматривает широкое применение Internet -технологий в практике корпоративного управления. Системы данного класса выходят за традиционные рамки автоматизации операций внутри предприятия и поддерживают управление как ресурсами, так и внешними отношениями предприятия. В них присутствуют такие модули как управление цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) и управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationships Management, CRM).
Модуль SCM – это логистическая система, которая автоматизирует управление цепочкой поставок: поставщик→транспорт→производство→хранение→физическое распределение→заказчик.
Модуль CRM поддерживает три направления работы с клиентами:
· офисная работа на основании автоматизированных карточек клиентов;
· дистанционная работа с клиентами через Internet;
· работа CALL -центра, включающая хранение информации о телефонных разговорах с клиентами.
Рассмотрим информационные системы уровня обработки знаний.
К системам обработки знаний относятся:
· Computer-aided design (CAD) – конструкторская подготовка производства;
· Computer-aided manufacturing (CAM) – технологическая подготовка производства.
· Electronic Performance Support System (EPSS) – электронные системы поддержки исполнения.
Вопросы для самопроверки по теме 1:
1. Охарактеризуйте роль информационных технологий в преодолении основных факторов, сдерживающих развитие производства в России.
2. Какова роль информационных технологий в современных концепциях производственного менеджмента.
3. Приведите классификацию задач информатизации производственного менеджмента.
4. Назовите основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия в их иерархической взаимосвязи.
5. Приведите примеры малых, средних и крупных интегрированных информационных систем.
6. Охарактеризуйте функциональность информационных систем классов MRP II, ERP и EPR II.
7. Охарактеризуйте функциональность модулей CRM и SCM интегрированной информационной системы.
8. Какие задачи решаются при обосновании выбора корпоративной информационной системы.