Производственного менеджмента

Классификация информационных систем

Основным классификационным признаком информационных систем производственного менеджмента является широта охвата функциональных задач. По этому признаку информационные системы подразделяются на локальные и интегрированные.

Локальные информационные системы решают ограниченный перечень функциональных задач в конкретной сфере. Примерами таких систем являются 1С:Бухгалтерия, 1С:Управление торговлей, Альт Инвест (фирма Альт).

Интегрированная информационная система представляет собой объединение информационных систем в различных сферах деятельности одного или нескольких хозяйствующих субъектов. Корпоративная информационная система (КИС) всегда является интегрированной.

Интегрированные информационные системы подразделяются на малые, средние и крупные.

Малые интегрированные системы используются на малых предприятиях с численностью работающих до 100 человек. Данные системы позволяют осуществлять функции бухгалтерского и управленческого учета, автоматизацию складских операций, кадровый учет, управление финансовыми потоками и т.д. Примерами малых интегрированных систем являются КИС «Галактика» (фирма Галактика), «Босс Корпорация» (фирма АйТи), «MK Manufacturing» (фирма Мебиус).

Средние интегрированные системы рассчитаны на средние предприятия, где численность работающих составляет 100–500 человек. К числу интегрированных систем данного класса относятся 1С:Предприятие 8, AXAPTA (фирма Microsoft), Syteline (фирма Frontstep).

Крупные интегрированные системы отличаются множеством модулей и широкой функциональностью, удовлетворяющей потребности крупного промышленного предприятия. Примерами широко распространенных систем данного класса являются SAP R/3 (фирма SAP), Oracle Applications (фирма Oracle), Baan IV (фирма Baan) и др.

Применительно к промышленному предприятию классификация информационных систем в составе интегрированной во взаимосвязи с пользователями на различных уровнях управления, может быть представлена в виде следующей пирамиды (рисунок 1.6).

На рисунке 1.6. приняты следующие обозначения:

DSS (Decision Support Systems) – системы поддержки принятия решений;

MIS (Management Information Systems) – информационные системы управления;

KWS (Knowledge Work Systems) – системы обработки знаний;


Рис. 1.6. Классификация информационных систем

в составе интегрированной системы промышленного предприятия

TPS (Transaction Processing Systems) – системы обработки операций;

МВУ – менеджеры верхнего уровня управления;

МСУ – менеджеры среднего уровня управления;

ИТР – инженерно-технические работники, служащие;

МНУ – менеджеры нижнего уровня управления, рабочие, операторы.

Следует заметить, что интеграции подлежат информационные системы как в сфере управления, так и в сфере исполнения определенной работы.

Рассмотрим информационные системы верхнего уровня, обеспечивающие поддержку принятия решений. Данные системы включают в себя:

· Executive Support Systems (ESS) – административные системы;

· Business intelligence (BI) – интеллектуальный бизнес-анализ на основе технологий OnLine Analytical Processing, OLAP – оперативный анализ информации и DataMining – интеллектуальный анализ данных;

· Business Performance Management, BPM – управление эффективностью бизнеса.

Рассмотрим информационные системы управления.

В зависимости от состава функциональных задач интегрированные информационные системы управления подразделяются на классы MRP II, ERP и ERP II.

Класс систем MRP II (Manufacturing Resource Planning) предусматривает обязательную функциональность системы, направленную на управление производственными ресурсами. Базовыми модулями систем MRP II являются:

· составление основного производственного плана (Master Production Scheduling);

· планирование потребностей в материалах (Material Requirements Planning);

· планирование производственных мощностей (Capacity Requirement Planning);

· планирование и контроль производственных операций (Tooling Planning and Control).

Класс систем ERP (Enterprise Resource Planning) позволяет управлять всеми ресурсами предприятия, в том числе трудовыми и финансовыми, а не только производственными.

Класс систем ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) предусматривает широкое применение Internet -технологий в практике корпоративного управления. Системы данного класса выходят за традиционные рамки автоматизации операций внутри предприятия и поддерживают управление как ресурсами, так и внешними отношениями предприятия. В них присутствуют такие модули как управление цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) и управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationships Management, CRM).

Модуль SCM – это логистическая система, которая автоматизирует управление цепочкой поставок: поставщик→транспорт→производство→хранение→физическое распределение→заказчик.

Модуль CRM поддерживает три направления работы с клиентами:

· офисная работа на основании автоматизированных карточек клиентов;

· дистанционная работа с клиентами через Internet;

· работа CALL -центра, включающая хранение информации о телефонных разговорах с клиентами.

Рассмотрим информационные системы уровня обработки знаний.

К системам обработки знаний относятся:

· Computer-aided design (CAD) – конструкторская подготовка производства;

· Computer-aided manufacturing (CAM) – технологическая подготовка производства.

· Electronic Performance Support System (EPSS) – электронные системы поддержки исполнения.

Вопросы для самопроверки по теме 1:

1. Охарактеризуйте роль информационных технологий в преодолении основных факторов, сдерживающих развитие производства в России.

2. Какова роль информационных технологий в современных концепциях производственного менеджмента.

3. Приведите классификацию задач информатизации производственного менеджмента.

4. Назовите основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия в их иерархической взаимосвязи.

5. Приведите примеры малых, средних и крупных интегрированных информационных систем.

6. Охарактеризуйте функциональность информационных систем классов MRP II, ERP и EPR II.

7. Охарактеризуйте функциональность модулей CRM и SCM интегрированной информационной системы.

8. Какие задачи решаются при обосновании выбора корпоративной информационной системы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: