double arrow

Спрос и факторы, определяющие его величину


Закон спроса. На рынок поступают товары разного ассортимента, в различном количестве, с неодинаковыми ценами. В зависимости от запросов покупателей, общественной оценки свойств товаров и уровня доходов населения они обладают неодинаковыми потребительскими свойствами и реализуются с разной степенью интенсивности. Зависимость между поступлением товаров на рынок и возможностью рынка их реализовать выражается теорией спроса и предложения. Спрос представляет собою то количество продукта, которое потребители в данный период времени могут по заданной цене купить на рынке. Спрос может иметь цифровое, представленное в виде таблицы, и графическое изображение. Он выражает соотношение альтернативных возможностей рынка товаров и покупательной способности населения. При этом рынок может быть насыщен товарами и желающих их купить может быть в достатке, но и реализованной может оказаться только часть предложенных товаров. Определяющим моментом здесь выступит цена на товары. Спросом обычно оценивается с точки зрения выгодности для имеющихся покупателей продажной цены. Соответственно устанавливается определенное количественное соотношение между уровнем цен и числом реализуемых изделий: как правило, по низким ценам реализуется больше продукции, а по высоким - меньше. Возникает, таким образом, реальная зависимость между желанием покупателя и его возможностями. Если цена будет ниже, покупатель приобретает продукта больше, но в случае высокой цены, последнего приобретается меньше, а зачастую и самый ограниченный предел, тот, в котором покупатель в данный момент крайне остро нуждается. Покупатель полагает, что он может за счет этого продукта некоторое время выйти из трудной ситуации, но в следующий момент, при более низких продажных ценах, с запасом закупит продукцию. В таком случае будет складываться ситуация, при которой снижается интерес к покупке. Если раньше он вынужденно покупал продукцию по высокой цене, снижение цен ведет к падению потребности к покупке. На этой основе в свое время была сформулирована теория предельной полезности. В случае падения цен на товары, а также возможного их возрастания позиция покупателя выражается в том, что потребность в части своей начинает покрываться заменителями или вовсе реализуется за счет заменителей или субститутов.




В таком случае формируется новая потребность и она же оказывается зависимой от спроса и предложения. Мы сходимся на том, что на рынке всегда существует некая объективная зависимость между спросом на товар и уровнем цен, между спросом на товары и их предложением. Изобразим ее с помощью таблицы 1.

Таблица 1







Сейчас читают про: