Зависимость между спросом и уровнем цен

Цена единицы товара, долар. Спрос на товар за декаду, тонн
   
   
   
   

Целесообразность выражения зависимости между ценой и величиной спроса объясняется наглядностью течения процесса. Здесь четко видно, что увеличение цены на единицу изделия сопровожда­ется уменьшением спроса и наоборот (при цене 10 долл. реализуется 10 тонн продукции в декаду, а при 7 долл. - 50 тонн). Эта обратная связь была названа законом спроса (кривой спроса). На ее основе можно сформулировать по крайней мере три важных экономических вывода, имеющих не только теоретическое, но и практическое значение.

Ранее было сказано, что покупатели приобретают охотнее и большее количество товаров по низким ценам. Отсюда следует вывод, во-первых, о необходимости проведения политики рационализации, а во-вторых, в случае скопления большей массы товарных ценностей целесообразно организовывать их «распродажу» по более низким ценам. Это подтверждает действие в экономике закона спроса и то положение, что с ним считаются и покупатели, и продавцы.

Необходимость рационализации ценовой политики связана также с действием принципа (закона) убывающей предельной полез­ности. Сущность его состоит в том, что человек наибольшее удовлетворение получает от первой покупки, а каждая последующая прино­сит ему меньший потребительский и нравственный эффект, поэтому стимул к очередным приобретениям такого товара возникает только при снижении цен на данный продукт.

3. Продавцам продукции и производителям новых видов товарных изделий приходится учитывать ситуацию, при которой покупатели склонны приобретать более дешевый продукт, следствием чего у них возникает эффект дохода, т.е. аккумулирование своеобразных свободных денежных ресурсов, на которые могут быть приобретены другие материальные блага или продукты. Кроме этого, на рынке и в сознании покупателя формируется эффект замещения, выражающийся в том, что люди взамен нужных им, но в данное время дорогих продуктов, начинают приобретать более дешевые заменители, даже если они в какой-то мере и не совсем соответствуют их потребительским вкусам. Например, в случае наличия в магазине нескольких сортов колбасы покупатель выбирает ту, которая дешевле, в результате экономит деньги, нужные для приобретения говядины (эффект дохода). Но если на прилавке есть только дорогая колбаса, покупатель купит фарш, готовые котлеты, пельмени или что-то иное, способное заменить колбасу, не подходящую ему по цене (эффект замещения). Производители должны четко представлять себе эту поведенческую концепцию и в соответствии с ней вести производство, т.е. производить то, что может заменять имеющийся на рынке продукт или создавать конкурентоспособные изделия.

Индивидуальный и рыночный спрос. В предыдущих рассуждениях речь шла об индивидуальном спросе, т.е. для упрощения ситуации дело было представлено таким образом, что на рынке функциони­ровал один единственный потребитель. Но рынок никогда не огра­ничивается одной торговой сделкой, а предполагает их множество. Поэтому возникает вопрос о суммарном (рыночном) спросе. Если речь идет об обозреваемом числе покупателей, проблема решается достаточно просто, и рыночный спрос определяется посредством суммирования индивидуальных характеристик спроса. Возьмем, к примеру, ситуацию, когда на рынке действуют три покупателя и составим суммарный рыночный спрос на приобретаемую ими продук­цию. Для упрощения воспользуемся прежними числовыми характе­ристиками (табл. 2).

Таблица.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: