Суммарный спрос

Цена единицы, долл. Величины спроса за декаду, тонн Суммарный спрос
1-й покупатель 2-й покупатель 3-й покупатель
         
         
         
         

Для наглядности процесса дадим его графическое изображение (рис.1).

Рис. 1. График суммарного спроса.

Для анализа поведения большого числа покупателей на рынке расчет по этому методу будет затруднен. Для упрощения расчета допускается, что все покупатели производят покупку по однозначной цене (9 долл. за единицу). Возрастание числа покупателей дает возможность в случае равенства покупок производить не суммирование, а умножение значений. Составим аналогичную таблицу для 100 покупателей.

Таблица 3

Суммарный рыночный спрос (100 покупателей)

Цена единицы, долл. Индивидуальный спрос, тонн Количество по­купателей Суммарный спрос, тонн
    100.  

Эти же значения выразим на графике (рис. 2).

Рис. 2. График суммарного спроса.

Кривая D1d1 характеризует движение показателей суммарного спроса для 100 покупателей при разных значениях цен за единицу измерения приобретаемого материала или иного изделия. В любом значении суммарный спрос определяется путем умножения индивидуального значения цены покупки на число покупок. Последующее сложение полученных суммарных значений дает совокупный рыночный спрос (для нашего примера это: 1000 + 2000 + 3000 + 5000 = 11 000). Факторы, изменяющие спрос. В предыдущих рассуждениях исходили из того, что цена является главным и определяющим фактором при покупке товара. Это так, но цена никогда не выступает исключительным фактором, ибо может быть еще масса неценовых факторов, которые также воздействуют на покупательские склонности потребителя. Их обычно называют факторами изменения спроса. Под их влиянием кривая спроса DlDl (см. рис. 2) будет отклоняться вправо или влево, как это показано стрелками, и занимать позицию, например, кривой D2D2 или D3D3. Таких побочных факторов может быть множество, их обычно классифицируют и сводят в следующие важнейшие группы: прежде всего это вкусы, или предпочтения, потребителей; число потребителей на рынке; денежные доходы потребителей; цены на сопряженные товары; потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. Потребительские вкусы оказывают на спрос благоприятное либо неблагоприятное воздействие, Например, производитель в целях стимулирования продаж товара может выпустить его новинку, применить оригинальную рекламу или изменить упаковку, что обычно сопровождается развитием потребительского вкуса и ростом покупательной способности. В таком случае кривая D1D1 будет сдвигаться вправо и займет позицию кривой D2D2. Но изменим ситуацию: новинку применил не данный продавец, а его конкурент, и рекламу он применил более действенную, и упаковку товара сделал более эстетичную - тогда фортуна от первого продавца отвернется, спрос на его товар упадет, а кривая D1D1 сдвинется влево и займет позицию кривой D3D3. Поэтому за изменением вкусов потребителей очень четко следят маркетологи. Численность покупателей также оказывает воздействие на потребительский спрос: увеличение числа покупателей сопряжено с ростом спроса на продукцию и, наоборот, уменьшение количества покупателей снижает спрос, а следовательно, и размер производства, Поэтому зарубежная торговая сеть борется за каждого покупателя, совершенствует формы торговли, проводит торговые скидки с цен на товары в случае приобретения их крупными партиями, устанавливает надбавки к зарплате тем торговым работникам, которые применяют новые формы обслуживания населения, и т.д.

Под воздействием сдвигов в доходах населения могут происходить и другие процессы. Например, увеличение семейных доходов ве­дет к тому, что люди начинают обзаводиться более дорогой мебелью, покупать престижные марки машин, переселяться в лучшие кварталы городов и т.д. В таком случае рост доходов населения сни­жает спрос на потребляемые товары, но увеличивает спрос на новую группу материальных и духовных ценностей.

Цены на сопряженные товары имеют достаточно прочную связь со спросом. Здесь все зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем продукта или сопутствующим ему. Если товар родственный, например, мясо и птица, повышение цены на одну из разновидностей товара неизбежно повлечет за собой снижение спро­са на него, но повысит спрос на другой вид родственного товара. По­высится цена на мясо - люди больше станут покупать птицы, а повы­шение цен на птицу приведет к увеличению спроса на мясо. Если же товары являются сопутствующими, например, бензин и моторное масло, увеличение спроса на один из них (бензин) будет сопровож­даться повышением спроса и на другой (моторное масло). В самом деле, когда, например, цена на бензин снижается, люди начинаю больше ездить на автомобилях и потреблять его, а это требует и большого потребления моторного масла. Таким образом, спрос на бензин и моторное масло сопряжен - это дополняющие друг друга товары.

Само собой понятно, что повышение или понижение цен на товары, не связанные друг с другом и не дополняющие друг друга, не сопровождается повышением или понижением спроса на один из них. Повышение цены на растительное масло, и сокращение в связи с этим спроса на него не вызовет сокращение спроса и на моторное масло. Эти товары не заменяющие и не взаимодополняющие друг друга.

Таким образом, спрос на товары тесно связан с политикой ценообразования и сопутствующими спросу факторами. Они могут либо увеличивать спрос, либо ограничивать его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: