Рыночное равновесие

Таблица 5

Суммарное рыночное предложение (100 продавцов)

Цена единицы, 'долл. Предложение в де­каду, индивидуаль­ный производитель Число продавцов на рынке Суммарное пред­ложение, тонн
       
       
       
       

Суммарное предложение товаров выступает совокупностью индивидуальных предложений, но возрастает оно в основе своей за счет товаров более высокой цены. На величину суммарного предложения оказывают воздействие неценовые факторы, которые теперь целесообразно рассмотреть.

Существует самая тесная связь между ценами на ресурсы и предложением товаров. Цены на ресурсы представляют собою величину издержек производства. Если стоимость издержек возрастает, это приведет к тому, что с помощью заданной величины финансовых средств будет создаваться все меньшее и меньшее количество продукции. На графике это выражается тем, что кривая предложения смещается влево. Но, наоборот, снижение издержек вызывает увеличение выпуска продукции и кривая предложения смещается вправо. Значит, между ценами на ресурсы и предложением товаров существует прямая зависимость.

Факторы, влияющие на предложение:

Технология производства имеет связь с предложением через ресурсное обеспечение, но значимость этого фактора настолько существенна, что ее вполне обоснованно выделяют в самостоятельное звено. При заданных ценах на ресурсы именно технология производства обеспечивает снижение издержек, а следовательно повышает предложение товаров.

Налоги и дотации связаны с предложением также через издержки производства, но зависимость здесь обратная. Конечно, налоги и дотации непосредственно элементом издержек не являются, но отчисление от доходов налогов сопровождается сокращением возможных инвестиций, что, с точки зрения предложения, равнозначно увеличению издержек производства. Однако, когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижаем издержки и увеличивает предложение товаров.

Ценообразование на другие товары связано с предложением таким образом, что увеличение цен на одни товары может вызывать предложение других товаров. В деятельности фирм это происходит повседневно. Фирмы обычно производят несколько, часто разнопрофильных изделий с тем, чтобы удерживать на определенном стабиль ном уровне доходность производства. Если цены на какие-то товары производимые фирмой, снижаются, фирма тут же переориентирует свое производство, увеличив предложение той продукции, на которую держатся высокие цены. Или возьмем пример: фирма подняла цены на продукцию, тогда ее конкурент обязательно использует ситуацию - увеличит производство и предложение своих товаров как более дешевых.

Ожидание на рынке связано с предложением, но весьма сложно спрогнозировать в данном случае действие всех производителей на конкретный момент времени. Так, ожидаемое повышение цен на зерно и изделия из него вынудят фермеров задержать поставку своих то­варов на рынок и таким образом сократить предложение. И, наоборот, ожидаемое повышение цен во многих отраслях обрабатывающей промышленности способно побудить фирмы активизировать производство и увеличить предложение. Число продавцов воздействует на предложение товаров таким образом, что при данном объеме производства предложение товаров возрастает вместе с ростом числа фирм, производящих продукцию.

Сущность равновесной цены. Анализируя спрос, мы пришли к выводу, что он зависит от цены таким образом, что покупатели стремятся приобретать более дешевую продукцию. Но сами-то они товары не производят, это делают производители, и рынок должен учесть их интересы. Но оказывается, что производители придерживаются иного мнения. Они стремятся больше производить дорогой продукции. Рынок должен уравновесить их интересы, найти ту точку соприкосновения, которая удовлетворяла бы и покупателей, и продавцов. Точку соприкосновения интересов субъектов рынка можно было бы отыскать методом проб и ошибок, сопоставлений и сравнений. Задача будет облегчена, если будет составлена таблица суммарного спроса и суммарного предложения. По отдельности эти таблицы уже давались ранее в тексте, рассмотрим теперь сводную таблицу 6.

Таблица 6

Рыночное предложение и спрос (в декаду)

Суммарное (рыночное) предложение, тонн Цена за единицу, долл. Суммарный (ры­ночный) спрос, тонн Избыток (+) или нехватка (-)
      +4000
      +2000
      -1000
      -4000

Обратим внимание на таблицу и заметим, что при цене 10 долл. за тонну суммарное предложение составит 5000 тонн, но потребители в таком случае реализуют только 1000 тонн, а 4000 тонн окажутся избыточными, и продавцы вынуждены снизить цену и на свою продукцию.

Допустим, что цена устанавливается на отметке 9 долл., тогда производители изготовят 4000 тонн продукции, но оказывается, что покупатели приобретут лишь 2000 тонн, а еще 2000 тонн все равно образует излишек. Рынку придется пойти на еще большее снижение цен, например, до 8 долл. за тонну. Оказывается, по этой цене производители согласны поставить на рынок 2000 тонн, но вдруг потребителям эта цена оказалась удобной и они согласны закупить 3000 тонн. Теперь слово за продавцами, они должны покрыть дополнительный спрос (1000 тонн), но ведь они не хотят производить большее количество продукции именно по 8 долл., а требуют увеличения цены. Дело кончается тем, что покупатели начинают платить не 8 долл., а 8 дол. и 30 центов, а производители поставят на рынок 2800 тонн продукции, В результате устанавливается рыночное равновесие или равновесная цена, которая в равной степени удостоверяет интересы и продавцов, и покупателей.

Точку равновесия или значение равновесной цены легче выявить, не с помощью таблицы, а на графике (рис. 4).

Рис. 4. Равновесная цена и количество продукции, определяемое соотношением спроса и предложения.

Точка пересечения кривой спроса D и кривой предложения В ха рактеризует равновесную цену. Нехватка продукции, которая воз никла бы при цене ниже равновесной, толкнула бы цену вверх, в ре­зультате чего предложение стало бы увеличиваться, а спрос уменьшаться до тех пор, пока не было бы достигнуто равновесие.

Наоборот, избыток продукции при цене выше равновесной стал бы сдвигать цену вниз и тем самым повышать спрос, сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. Только при равновесной цене возможно обоюдное согласие между производителями. По любой более высокой цене поставщики хотят продавать большее количество продукта, чем потребители готовы купить, - в результате возникает излишек; при любой более низкой цене потребители хотят купить больше, чем согласны продать производители, о чем свидетельствует возникающая нехватка. Эти расхождения экономических побуждений устраняет равновесная цена. Данная способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, при котором синхронизируются интересы покупателей и продавцов, называется уравновешивающей функцией цен.

Воздействие спроса и предложения на равновесную цену. Изменение либо спроса, либо предложения влечет за собою изменение равновесной цены и равновесного количества продукта. Связь между изменением величины предложения и вытекающим отсюда изменением равновесной цены обратная, но связь между изменением ве­личины предложения и равновесным количеством продукта прямая. Когда говорят, что спрос или предложение влияют на равновесную цену,принимают во внимание, что все прочие факторы остаются неизмененными или постоянными или, как обычно отмечается, «при прочих равных условиях».

Зависимость между спросом и равновесной ценой и предложениемравновесной ценой лучше иллюстрировать на графике (рис. 5).

Рис. 5. Зависимость между спросом и равновесной ценой.

На левом из представленных рисунков изображено изменение спроса в сторону увеличения. Движение в сторону изменения спроса обозначено пунктирами, на линии (кривой) D1D1 отражено данное состояние спроса, а на кривой D2D2 - его изменение в сторону увеличения. Смотрим, чем сопровождается увеличение спроса при прочих неизменных условиях (предложение), и обнаруживаем, что возрастание спроса порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта.

Теперь обратимся к правому графику. Здесь заданное положение спроса отражено на кривой D1D1, а на D2D2- его изменение. Для наглядности изменения в спросе отражены пунктирной лини ей. Обнаруживаем, что уменьшение спроса вызывает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества производимой продукции. Можно сделать вывод, что существует прямая связь между изменением спроса и изменениями равновесной цены и количества производимого продукта.

Рассмотрим воздействие предложения на равновесную цену, для чего построим графики (рис. 6).

Рис. 6. Зависимость между предложением и равновесной ценой.

На представленном графике спрос предполагается постоянным но меняется предложение и прослеживается влияние предложения на равновесную цену. Когда предложение увеличивается (график слева), новая точка пересечения предложения и спроса располагается ниже равновесной цены, но равновесное количество продукта воз растает. Сокращение предложения (график справа) сопровождается повышением цены на продукцию, но количество производимой продукции уменьшается. Существует, таким образом, обратная связь между изменением предложения и изменением равновесной цены, но прямая связь между изменением предложения и изменением количества продукта.

Здесь разработаны идеальные случаи воздействия либо спроса либо предложения на равновесную цену и прослежены последствия подобного течения обстоятельств. Но в жизни обычно случаются сложные ситуации, когда происходит одновременное воздействие и спроса, и предложения. В таком случае последствия значительнее оказываются от того, что сильнее действует: спрос или предложение, Но бывают моменты, когда и спрос, и предложение действуют в одном направлении, тогда складывается векторная величина. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов спроса, равновесная цена снизится. Если произойдет обратное, равновесная цена повысится. Воздействие же на равновесное количество продукта будет однозначным: увеличение спроса и предложения будет сопровождаться увеличением количества производимого продукта. В ре­альной жизни могут происходить и более сложные ситуации и взаимозависимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: