По мнению зарубежных исследователей, чисто конкурентная экономика сопровождается наиболее эффективным использованием редких ресурсов общества. Действующие здесь свободные цены позволяют распределить ограниченное число ресурсов таким образом, что приведет к максимизации удовлетворения человеческих потребностей. Это достигается за счет того, что, с одной стороны, ресурсы распределяются таким образом, что с их помощью возможно создание ассортимента продукции, наиболее необходимого обществу. С другой стороны, производство продукции обеспечивается наименее дорогостоящим способом за счет применения новейшей технологии, или, иначе говоря, ведется таким образом, чтобы на изготовление продукции затрачивался минимум ресурсов. Однако подобный подход явно недостаточен для рынка. Нужна не только совершенная технология, но и производство продукции, которая в данный момент необходима обществу. Денежная оценка такого товара и есть та общественная мера, тот критерий, который характеризует относительную предельную ценность этого продукта.
Может возникнуть вопрос о том, до какой степени в условиях чистой конкуренции фирмы будут развивать производство. Предприниматели будут производить продукт до тех пор, пока цена на товары и предельные издержки не уравняются. Это и будет означать, что ресурсы в условиях чистой конкуренции распределены эффективно.
Таким образом, следует отметить, что высокоэффективное распределение ресурсов, которому благоприятствует чистая конкуренция, происходит потому, что предприятия и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды.
В чисто конкурентной экономике предприниматели в интересах получения прибыли стремятся к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение запросов потребителей. Равенство долговременного периода цены и минимума средних издержек показывает, что фирмы заинтересованы использовать самые совершенные технологии и с учетом своих издержек производства назначать самую низкую цену на производимую продукцию. Равенство цены и предельных издержек производства свидетельствует о том, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами. Конкурентная же система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменение в потребительских вкусах, технология или запасах ресурсов с тем, чтобы поддерживать эффективность такого распределения длительное время.
Следовательно, именно цена товаров является основным регулятором на рынке свободной конкуренции, определяющим его эффективность.