Особенности рынка факторов производства
ТЕМА 7. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКАХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
Тема 6. Цена в условиях чистой конкуренции
Чистая конкуренция.
Прибыль.
Максимизация прибыли.
Чистая конкуренция и эффективность.
Цена равновесия фирмы.
Литература: О [1,3] Д [10,49]
В рыночной экономике ценообразованию подвержены не только новые товары или услуги, но и ресурсы (факторы производства). Следует отметить, что формирование спроса на ресурсы и их предложения имеет свою специфику.
Спрос на ресурсы — понятие, производное от величины спроса на товары, изготовляемые с помощью данного ресурса. Если производимый продукт пользуется спросом, будет высоким и спрос на ресурсы (факторы производства), и, наоборот, ограниченный спрос на произведенный продукт вызовет падение спроса на ресурс.
Именно в этом заключается специфика формирования спроса на ресурсы. Кроме сказанного следует учитывать, что ресурсы (факторы производства) подвержены общей концепции соотношения спроса и предложения. Ресурсы — это специфический товар, в отношении которого действуют факторы, свойственные спросу на любой другой товар. Вместе с тем имеется и особенность, но она в большей степени касается предложения на ресурсы: они часто бывают ограничены и производству приходится действовать в условиях выбора с учетом их ограниченности.
|
|
Вовлечение ресурсов в производство зависит от их производительной отдачи, которая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства, вследствие чего ресурсы вовлекают и в процесс производства до тех пор, пока каждый дополнительный
ресурс обеспечивает увеличение дохода в большей степени, чем возрастают издержки.
Спрос на ресурсы определяется рядом факторов. Поскольку ресурсы входят в издержки производства, фирма стремится максимизировать прибыль с учетом оптимального их сочетания или взаимозамены. Если технология известна, величина ресурсов и их сочетание определяются уровнем цен. В качестве основных видов ресурсов, как известно из предыдущий глав, выступают труд, капитал и предпринимательские способности. В ряде отраслей экономики (сельское хозяйство, добывающая промышленность) очень важным ресурсом является земля.
К числу факторов, определяющих спрос на ресурсы, относятся
денежные доходы, характер их распределения по отраслям, социальные и этические подходы к их использованию. Расходы на ресурсы производятся за счет доходов домохозяйств, поэтому последние выступают основным фактором формирования спроса на ресурсы. Что касается распределения ресурсов, то характер этого процесса во многом определяется уровнем цен на них. И, наконец, социальные и этические подходы к использованию ресурсов предполагают решение проблем долевого распределения доходов между различными социальными группами населения, этических норм бизнеса, регулирования заработной платы и т.д.
|
|
С точки зрения производства, важное значение имеет устойчивость спроса на тот или иной ресурс, которая зависит от его производительной силы и от величины спроса на товар, произведенный с помощью этого ресурса. Если речь идет о труде, то спрос на него будет тем выше, чем производительнее он функционирует в производстве.
Действие этих факторов различно для условий чистой и несовершенной конкуренции. Как уже отмечалось, спрос на ресурсы является спросом, производным от спроса на готовые товары и услуги, производимые с помощью этих ресурсов. Дело в том, что ресурсы удовлетворяют потребности не прямо, а косвенно, через посредство производимых товаров.
Цена на продукт и предельный доход на рынке чистой Конкуренции равны, поэтому равны и цена на ресурсы и предельные издержки на них. В условиях чистой конкуренции цена продукта постоянна, следовательно, из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурс плавно понижается.
На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы определяется совокупным, или рыночным, предложением труда (или рыночным спросом на труд). Отдельно взятая фирма не может окачивать воздействие на величину ставки заработной платы, ибо она привлекает относительно небольшую долю совокупного труда. Tаким образом, совокупные издержки на ресурсы возрастают точно HS величину ставки заработной платы каждого последовательно нанимаемого работника и ставка заработной платы и предельные издержки на ресурсы MRC равны. В результате фирма будет нанимать, рабочих до точки, в которой предельные издержки на ресурсы MRC, равны их предельному продукту MRP.
При несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) фирма вынуждена устанавливать более низкую цену на продукт, чтобы увеличить ее производство и реализацию. Кривая спроса на ресурсы падает, ибо предельный продукт уменьшается и его цена снижается по мере роста выпуска продукции. Поскольку в условиях несовершенной конкуренции производитель меньше реагирует на снижение заработной платы при найме рабочих, чем в условиях чистой конкуренции, падение кривой на определенном этапе становится ступенчатым.
Ресурсы выступают как взаимодополняемые, если они «идут вместе» или спрос на них предъявляется одновременно. В таком случае количественное увеличение или уменьшение одного ресурса влечет зa собою увеличение или уменьшение другого. Спрос на труд повышается, если:
а) увеличивается спрос на продукт, производимый этим трудом;
б) увеличивается производительность труда;
в) уменьшается цена на ресурсозаменитель при условии, что эффект объема продукции сильнее эффекта замещения;
г) увеличивается цена на ресурсозаменитель при условии, что эффект замещения превышает эффект объема продукции;
д) снижается цена на взаимодополняемый ресурс.