Максимизация прибыли конкурентной фирмы

Конкурентная фирма - это та, которая продает свою про­дукцию на рынке совершенной конкуренции.

Особенность кривой спроса определяется:

а) незначительностью доли продаж фирм: если они будут изменять свой объем производства, то рыночное предложение настолько незначительно сдвинется, что не окажет воздействия на цену;

б) тем, что если товары являются полными заменителями, то спрос на них бесконечно эластичен по рыночной цене.

Основная идея, которая лежит в основе поведения фирмы это максимизация прибыли. Фирма производит один продукт, издержки которого колеблются в зависимости от объема производства, а продукт продается по текущей рыночной цене. В этой ситуации фирме ничего не остается делать, как выбрать объем продаж, который максимизировал бы ее прибыль. Считается, что тот объем продаж, который обеспечит максимум прибыли и будет оптимальным.

Оптимальный объем выпуска - это объем, который позволяет фирме получать максимальную прибыль.

Прибыль определятся как разница между полученным доходом и понесенными издержками на производство товара. П=TR-TC.

Есть два основных подхода для определения фирмой того, стоит ли производить и в каком количестве, чтобы максимизировать прибыль (или минимизировать убытки).

Первый предполагает сравнение совокупного дохода и со­вокупных издержек. Второй - сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Дадим определение понятиям, с которыми будет иметь де­по фирма при принятии решений.

Совокупный доход (TR - англ, total revenue) - это сумма, полученная фирмой от продаж, находится как произведение цены проданного товара и объема продаж.

TR = PQ, где Р — цена, Q - объем продаж.

Средний доход (AR — англ, average revenue) - это доход продавца от реализованной единицы продукции. В то же время для покупателя это является ценой товара.

AR = TR/Q= PQ/Q=P

Предельный доход (MR - англ, marginal revenue) - это до­полнительный доход, приносимый последней дополнительной проданной единицей продукции:

MR = ΔTR/ ΔQ.

При совершенной конкуренции кривая спроса на продук­цию является совершенно эластичной и пока на цену не влияет количество единиц товара, продаваемое фирмой, предельный до­ход от продажи дополнительной единицы продукции будет равен цене.

Так как Р = const, изменение в совокупном доходе будет следующим:

ΔTR=Δ(PQ)=PΔQ, где Q - объем выпуска, Р - цена.

Для конкурентной фирмы MR = P(ΔQ/ΔQ)=Р. Отсюда для горизонтальной кривой спроса справедливо равенство Р = MR =AR, т.е. цена равна предельному и среднему, ходу. Фирма является чистым «price-taker», т.е. ценополучателем в связи с тем, что в силу своих небольших объемов реализации может повлиять на рыночную цену, воспринимает цену извне, данность. Приращение дохода фирмы по большому счету и возможно только на величину цены, принимаемой извне.

Согласно первому методу, прибыль находится как разница совокупного дохода и совокупных издержек (рис. 18). Наклон прямой совокупного дохода постоянен, так как постоянен предельный доход, равный цене товара. При малых объемах производства прибыль отрицательна, доход не покрывает постоянные переменные издержки. При Q = 0 фирма терпит убытки в размер постоянных издержек. По мере увеличения объема Q приб; становится положительной и растет, пока не достигнет оп ленного объема, точки максимума, после этого прибыль начинает снижаться, отражая опережающий рост совокупных издержек.

Заметьте, что наклон кривой ТС сначала уменьшается, потом увеличивается. Это означает, что предельные издержки снижаются при начале выпуска и растут по мере увеличения производства. Если фирма по каким-то причинам продолжает увеличивать производство после достижения оптимального объема каждая дополнительная произведенная единица уже будет сокращать имеющуюся прибыль из-за возрастающих предельных издержек и сведет ее быстро к нулю.

Обратите внимание, что на рис. 18 максимум прибыли достигается в тот момент, когда углы наклона TR и ТС равны. A так как наклон TR равен ΔTR/ΔQ, то он равен и MR, причем MR = Р. Так как наклон ТС равен ΔTC/ΔQ, то он равен и МС.

Следовательно, фирма достигает максимальной прибыли в точке, в которой MR = МС. А это равенство есть не что иное, как условие максимизации прибыли.

Здесь подключается второй способ определения максимума прибыли. Пока предельная прибыль как разница между MR и МС положительна, общая масса прибыли увеличивается. Фирмы увеличивают выпуск до тех пор, пока не достигнут равенства MR= МС (т.к. предельная прибыль убывает по мере роста объемов).

Рис. 18. Сравнение совокупных издержек и доходов при разных объемах выпуска продукции

Поскольку для конкурентной фирмы MR = Р, то фирма получает максимум прибыли тогда, когда выпуск продукции устанавливается в точке, где Р = МС.

Таким образом, сравнивая показатели совокупного дохода и совокупных издержек, предельного дохода и предельных издержек, мы можем сделать следующие выводы:

1) Фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, когда совокупный доход превышает общие издержки на максимальную величину, т.е. когда Р = MR = МС. Любое производство в ситуации, когда совокупный доход будет вы­ше совокупных издержек, обеспечивает фирме экономическую прибыль.

2) Точки пересечения графиков - это точки критического объема производства, за пределами которых фирма терпит убытки и прекращает производство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: