6.1.
Тезисы
Текущее финансовое планирование посредством бюджетирования
6.
Сущность и основные принципы бюджетирования. Текущее финансовое планирование посредством бюджетирования. Бюджетирование методом процентной зависимости от объема продаж.
Разработка эффективного текущего финансового плана на практике связана с анализом альтернативных вариантов, основанных на различных допущениях. Этому в наибольшей степени соответствует прогрессивная технология финансового планирования — система бюджетирования.
Бюджетирование — это система управления организацией посредством совокупности взаимосвязанных бюджетов, полностью отражающих в стоимостных показателях контролируемые процессы деятельности.
Основой бюджетирования является бюджет, который представляет собой план распределения ограниченных финансовых ресурсов на достижение текущих целей хозяйствующего субъекта.
Применение бюджетирования в отечественной практике финансового планирования позволяет создавать основы:
|
|
· текущего планирования и принятия организацией обоснованных управленческих решений;
· контроля за финансовым состоянием организации;
· укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам организации в целом.
Преимущества системы бюджетирования:
1) планирование бюджетов структурных подразделений осуществляется по месяцам, что позволяет точно рассчитать показатели объема доходов и расходов и значительно сэкономить денежные ресурсы организации;
2) в рамках принятых бюджетов всем структурным подразделениям организации предоставлены большие полномочия в расходовании средств;
3) минимальное число рассчитываемых показателей бюджетов снижает трудовые затраты финансовых служб и повышает качество финансового планирования.
Основными принципами бюджетирования являются:
· согласованность целей (предусматривает балансирование всех факторов производства для достижения намеченных задач);
· делегирование ответственности (подразумевает передачу ответственности от менеджеров высших к менеджерам низших звеньев вместе с полномочиями);
· гибкость (предполагает включение в систему наряду со статичными бюджетами гибких бюджетов, с помощью которых рассчитывается оптимальный объем продаж).
В рассмотренной ранее простой модели планирования каждый элемент активов и пассивов увеличился прямо пропорционально росту объема продаж. Для одних элементов это может быть разумным предположением. Для других (например, долгосрочных обязательств) — нет, так как их объемы часто определяют исходя из общей финансовой политики, проводимой руководством предприятия, а также внешней экономической среды, и не всегда напрямую связаны с уровнем продаж.
|
|
Основная идея развития предыдущей модели — разделение элементов баланса и отчета о прибылях и убытках на две группы — те, которые непосредственно зависят от продаж, и те, которые не зависят от них. Прогноз объемов продаж всегда поможет определить, какое финансирование необходимо предприятию для обеспечения заданного роста.