Аналитические методы финансового планирования

5.3.

При формировании краткосрочной финансовой политики наибольшее распространение получили аналитические методы планирования, основанные на процентных зависимостях. Сущность таких моделей заключена в анализе взаимосвязей между ожидаемым объемом продаж, а также активами и финансированием, необходимыми для его реализации.

Поскольку сбыт зависит от неопределенного состояния экономики, получить точные данные будущих объемов продаж невозможно. Поэтому на практике часто задают не точную цифру будущего объема продаж, а предполагаемые коэффициенты их роста.

Таким образом, цель данного метода — изучение взаимосвязей между инвестиционными и финансовыми потребностями предприятия при различных уровнях продаж. В результате такого подхода разрабатывают прогнозный баланс, план прибылей и убытков и план движения денежных средств.

Важная составляющая данного метода — использование компенсирующей переменной — «клапана» («пробки»). Под ней понимаются определенные источники финансирования, которые можно применить при недостатке финансовых ресурсов, либо направления использования средств при их избытке.

Например, предприятие с большим количеством инвестиционных возможностей и ограниченными денежными потоками может попытаться получить дополнительный собственный или заемный капитал.

Пример 3.1

Имеется финансовая отчетность предприятия «Альфа» за 2008 г. (табл. 1).

Таблица 1

Предприятие «Альфа». Отчетность за 2008 г.

Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. Баланс, тыс. руб.
Объем продаж   Активы   Собственный капитал  
Затраты       Заемный капитал  
Чистая прибыль   Всего   Всего  

Предположим, что все переменные связаны напрямую с объемом продаж и текущие соотношения между статьями оптимальны. Также для упрощения в статье «Затраты» отчета о прибылях и убытках мы объединим себестоимость, включая амортизационные отчисления и выплаты процентов по долгу.

Предположим, что в 2009 г. объем продаж возрастет на 20%, с 2000 тыс. руб. до 2400 тыс. руб. Также на 20% увеличатся расходы — с 1500 тыс. руб. до 1500 × 1,2 = 1800 тыс. руб. Тогда предварительная прогнозная отчетность будет выглядеть так, как представлено в таблице. Из таблицы 2 видно, что каждая статья отчетности просто увеличена на 20%. Далее следует согласовать полученные отчеты.

Таблица 2

Предприятие «Альфа». Прогнозная отчетность (предварительная) на 2009 г.

Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. Баланс, тыс. руб.
Объем продаж   Активы 1000 + 200 Собственный капитал 500 + 100
Затраты       Заемный капитал 500 + 100
Чистая прибыль   Всего   Всего  

Как видно из плана прибылей и убытков, чистая прибыль равна 600 тыс.руб., а собственный капитал увеличился только на 100 тыс. руб. Очевидно, что предприятие должно выплатить из чистой прибыли 600 - 100 = 500 тыс. руб., например, дивиденды акционерам. В данном случае компенсирующая переменная — выплата дивидендов.

Предположим, что предприятие не выплатило 500 тыс. руб., тогда вся прибыль (600 тыс. руб.) пойдет на увеличение собственного капитала, который составит:

600 + 500 = 1100 тыс. руб.

Из балансового равенства следует, что при сумме активов в 1200 тыс. руб. и собственного капитала в 1100 тыс. руб. заемный капитал должен составить:

1200 - 1100 = 100 тыс. руб.

Поскольку обязательства на начало года составляли 500 тыс. руб., предприятие должно выплатить 500 - 100 = 400 тыс. руб. в счет погашения долга.

Окончательный вариант прогнозной отчетности представлен в таблице 3.

В данном случае для балансировки активов и пассивов в качестве компенсирующей переменной использован заемный капитал.

Таблица 3

Предприятие «Альфа». Прогнозная отчетность на 2009 г.

Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. Баланс, тыс. руб.
Объем продаж   Активы   Собственный капитал  
Затраты       Заемный капитал  
Чистая прибыль   Всего   Всего  

Этот пример демонстрирует взаимосвязь между ростом объема продаж и финансовой политикой. Рост продаж увеличивает общие активы потому, что для поддержания более высокого уровня продаж предприятие должно инвестировать в активы (оборотные и внеоборотные). Поскольку увеличены активы, то также будет увеличена и правая часть баланса — пассивы и собственный капитал.

Изменения заемного капитала и собственного капитала зависят от политики фирмы по вопросам финансовой и дивидендной политики. Увеличение активов всегда требует от фирмы решения о финансировании такого роста. В приведенном примере предприятию не потребовалось внешнего финансирования. Однако на практике такое случается крайне редко. Более реалистичную ситуацию рассмотрим далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: