Инфраструктура рынка

Рынок как развитая система отношений товарного обмена характеризуется богатой и сложной структурой. Он представ­ляет собой систему отдельных, взаимосвязанных рынков, кото­рые выступают в качестве составных элементов одного «боль­шого» рынка страны. Рынок можно классифицировать по раз­личным критериям. По экономическому назначению объектов рыночных отношений можно выделить рынок факторов произ­водства, а также товарный и финансовый рынки. Говоря иначе, рынок охватывает как элементы (отдельные рынки), непосред­ственно связанные с обеспечением самого процесса производ­ства, так и элементы материального и денежного обращения.

Развитой рынок начинается с возможности приобретения элементов производительных сил, т.е. средств производства и рабочей силы, которые, будучи соединены между собой опре­деленным способом, определяют характер (тип) самого произ­водства. Поэтому рынок факторов производства включает: рынок средств производства и рынок рабочей силы.

Рынок средств производства состоит: из рынка производ­ственных зданий и сооружений; рынка орудий труда; рынка сы­рья, материалов, энергии и других видов продукции производ­ственного назначения; рынка полезных ископаемых. Рынок рабочей силы является связующим звеном между под­готовкой рабочей силы и ее использованием, выполняя роль ме­ханизма, обеспечивающего соответствие между спросом и пред­ложением рабочей силы. Здесь осуществляется купля-продажа рабочей силы по равновесной цене, устраивающей как поку­пателей этого специфического товара, так и ее продавцов. Данную функцию, однако, рынок не может выполнять без го­сударственного регулирования движения рабочей силы.

Товарный рынок включает в себя потребительский рынок, т.е. рынок предметов потребления и услуг, и рынок информации и интеллектуального продукта.

Потребительский рынок состоит из рынка продовольствен­ных и непродовольственных товаров (одежды, обуви, легковых автомобилей, персональных компьютеров, различной бытовой техники и т.д.), а также из рынка жилья, зданий и сооружений непроизводственного назначения (кафе, магазины, парикмахер­ские, аптеки и т.д.). Потребительский рынок наряду с рынком факторов производства имеет первостепенное экономическое значение. Без развития этого рынка теряется всякий обществен­ный смысл развития отношений обмена.

Потребительский рынок выступает в качестве связующе­го звена между производством товаров и их конечным, потреб­лением. Поскольку общественный продукт создается людьми ради удовлетворения своих потребностей, поэтому любое про­изводство служит в конечном счете потребителю. В этом про­является неразрывная связь между рынком факторов производ­ства и потребительским рынком: благодаря первому создают­ся условия для осуществления процесса производства, а с по­мощью второго произведенный продукт непосредственно по­ступает в личное потребление населения. Если производство выступает в качестве средства для потребления, то последнее, в свою очередь, служит целью производства и условием его непрерывного развития. На потребительском рынке достига­ется относительное равновесие между спросом на товары и их предложением. Здесь товары окончательно покидают сферу обращения, поступая в сферу потребления.

Рынок информации и интеллектуального продукта в отли­чие от потребительского рынка распространяется уже на духов­ную сферу человеческой деятельности. Он превращает в объект купли-продажи технологию и духовные идеи, включая в себя рынок изобретений, рынок информационных услуг, рынок про­дуктов творческого труда (книги, кинофильмы и т.п.) и т.д.

В современных условиях происходит активное вовлечение в производственный процесс научно-технических достижений.

Рынок материально стимулирует их рождение, распростране­ние и использование. Наука в таких условиях все больше пре­вращается в непосредственную производительную силу. По­этому возрастает значение рынка информации и научно-тех­нических разработок.

Финансовый рынок обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а следовательно, и наибо­лее важные и перспективные отрасли производства. Он вклю­чает в себя: а) кредитный рынок; б) рынок ценных бумаг; в) валютно-денежный рынок.

Кредитный рынок - это рынок заемного капитала. С ним непосредственно связаны фактически все предприятия, когда для приобретения необходимых ресурсов им не хватает соб­ственных денежных средств. В таком случае они обращаются на рынок за кредитом, который предоставляется на определен­ный срок и за пользование которым устанавливается плата в виде процента. Кредитный рынок регулирует перемещение денег из сфер экономики, в которых существует временный их излишек, в те сферы, где в них испытывается недостаток. Бла­годаря этому, предприятия обеспечиваются средствами, необ­ходимыми для инвестиций (капиталовложений).

Рынок ценных бумаг - это рынок, где продаются и покупа­ются прежде всего доли участия в собственности предприятия (акционерного общества), т.е. это рынок собственного капи­тала. Основными видами ценных бумаг являются акции и об­лигации. Последние, однако, не дают покупателю права соб­ственности на часть имущества предприятия (корпорации) и на участие в управлении им. Они дают лишь право на получе­ние фиксированного дохода.

Валютно-денежный рынок - это рынок по купле-продаже иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам. В качестве главных субъектов валютного рынка выступают крупные транснаци­ональные банки, имеющие разветвленную сеть филиалов и ши­роко применяющие современные средства связи, компьютер­ную технику и т.д.

На валютном рынке осуществляется широкий круг операций по внешнеторговым расчетам, туризму, миграции капиталов, операции по страхованию валютных расходов и т.д. Роль тех или иных валют на данном рынке определяется их местом в международных хозяйственных связях. Большая часть опера­ций приходится на доллары США, а также на марки ФРГ, анг­лийские фунты стерлингов, японскую иену, французский и швейцарский франки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: