Теория спроса и предложения

Предложение, как и спрос, есть особая, самостоятельная сфе­ра рын экономики. Она имеет свою экономическую ло­гику поведения ее участников. Предложение представляет собой совокупность товаров и уелуг, представленных на рынке производителями. Назначае­мая ими цена есть «цена предложения». Главным фактором, оказывающим влияние на предложение, является цена.

Аналогично закону спроса, в рыночной эк-ке действует и закон предложения. Его сущность состоит в том, что вели­чина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Закон предложения - это реакция величины предложения на динамику цены. Повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение цены, на­оборот, ведет к ее уменьшению.

Наиболее очевидное объяснение прямой зависимости вели­чины предложения от цены заключается в следующем: высокая цена {при прочих равных условиях) позволяет получать и более высокие доходы от производства и реализации данного товара, Это дает возможность наращивать производство и одновремен­но является стимулом для такого наращивания. Менее очевидно, но более существенно другое обстоятельство. Значимый прирост предложения является следствием не расшире­ния производства на уже функционирующих предприятиях, а ре­зультатом увеличения общего числа предприятий в отрасли.

На динамику величины предложения кроме цен могут вли­ять следующие факторы:

1. Цена на ресурсы. Существует тесная связь между из­держками производства товаров и предложением этих товаров. Снижение цен на ресурсы снижает и издержки производства. Поэтому при неизменной цене на производимые товары их бу­дет произведено и предложено больше. Это приведет к смеще­нию кривой предложения вправо. И наоборот, если цены на ресурсы повысятся, то предложение товаром сократится, а кривая предложения сдвинется влево.

2. Уровень технологии производства. Совершенствование технологии позволяет снижать издержки. Это оказывает такое же влияние, как и снижение цен на ресурсы.

3. Государственная политика налогообложения и дотаций. Повышение налогов (на продажи, на собственность и т.д.) уве­личивает издержки производства, а следовательно, уменьшает предложение. Напротив, дотации государства («налоги наобо­рот») на производство какого-либо товара ведут к снижению издержек. Следствием этого является увеличение предложения и сдвиг кривой предложения вправо.

4. Изменение цен на другие виды продукции. Если, на пример, увеличивается цена на кукурузу, а цена пшеницы останется прежней, то предложение пшеницы уменьшится, кукурузы - увеличится. В таком случае часть посевных площадей, на которых прежде возделывалась пшеница, будет засеяна кукурузой.

5. Ожидаемое изменение цены продукции. Здесь возможны различные варианты. Например, при ожидании роста цен фер­меры могут задержать вывоз пшеницы текущего урожая на ры­нок. С другой стороны, ожидание предстоящего повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мот кости и тем самым вызвать увеличение предложения.

6. Изменение числа производителей. Чем больше в данной отрасли продавцов (производителей, поставщиков), тем боль иле будет и рыночное предложение. И наоборот, меньшее коли­чество фирм сокращает предложение.

Изменение предложения под влиянием неценовых факто­ров обусловливает смещение кривой предложения (рис. 7.9) з право (при увеличении предложения) или влево (при умень­шении предложения).

Таким образом, понятие «изменение предложения» может означать:

1. Изменение величины предложения в результате измене­ния цены. Графически это означает движение по кривой предложения.

2. Изменение предложения под воздействием неценовых факторов. Графически это означает сдвиг кривой предложения вправо или влево.

В первом случае принято говорить об изменении «величи­ны предложения», а во втором случае - об изменении «предло­жения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: