Предложение, как и спрос, есть особая, самостоятельная сфера рын экономики. Она имеет свою экономическую логику поведения ее участников. Предложение представляет собой совокупность товаров и уелуг, представленных на рынке производителями. Назначаемая ими цена есть «цена предложения». Главным фактором, оказывающим влияние на предложение, является цена.
Аналогично закону спроса, в рыночной эк-ке действует и закон предложения. Его сущность состоит в том, что величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Закон предложения - это реакция величины предложения на динамику цены. Повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение цены, наоборот, ведет к ее уменьшению.
Наиболее очевидное объяснение прямой зависимости величины предложения от цены заключается в следующем: высокая цена {при прочих равных условиях) позволяет получать и более высокие доходы от производства и реализации данного товара, Это дает возможность наращивать производство и одновременно является стимулом для такого наращивания. Менее очевидно, но более существенно другое обстоятельство. Значимый прирост предложения является следствием не расширения производства на уже функционирующих предприятиях, а результатом увеличения общего числа предприятий в отрасли.
|
|
На динамику величины предложения кроме цен могут влиять следующие факторы:
1. Цена на ресурсы. Существует тесная связь между издержками производства товаров и предложением этих товаров. Снижение цен на ресурсы снижает и издержки производства. Поэтому при неизменной цене на производимые товары их будет произведено и предложено больше. Это приведет к смещению кривой предложения вправо. И наоборот, если цены на ресурсы повысятся, то предложение товаром сократится, а кривая предложения сдвинется влево.
2. Уровень технологии производства. Совершенствование технологии позволяет снижать издержки. Это оказывает такое же влияние, как и снижение цен на ресурсы.
3. Государственная политика налогообложения и дотаций. Повышение налогов (на продажи, на собственность и т.д.) увеличивает издержки производства, а следовательно, уменьшает предложение. Напротив, дотации государства («налоги наоборот») на производство какого-либо товара ведут к снижению издержек. Следствием этого является увеличение предложения и сдвиг кривой предложения вправо.
4. Изменение цен на другие виды продукции. Если, на пример, увеличивается цена на кукурузу, а цена пшеницы останется прежней, то предложение пшеницы уменьшится, кукурузы - увеличится. В таком случае часть посевных площадей, на которых прежде возделывалась пшеница, будет засеяна кукурузой.
|
|
5. Ожидаемое изменение цены продукции. Здесь возможны различные варианты. Например, при ожидании роста цен фермеры могут задержать вывоз пшеницы текущего урожая на рынок. С другой стороны, ожидание предстоящего повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мот кости и тем самым вызвать увеличение предложения.
6. Изменение числа производителей. Чем больше в данной отрасли продавцов (производителей, поставщиков), тем боль иле будет и рыночное предложение. И наоборот, меньшее количество фирм сокращает предложение.
Изменение предложения под влиянием неценовых факторов обусловливает смещение кривой предложения (рис. 7.9) з право (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения).
Таким образом, понятие «изменение предложения» может означать:
1. Изменение величины предложения в результате изменения цены. Графически это означает движение по кривой предложения.
2. Изменение предложения под воздействием неценовых факторов. Графически это означает сдвиг кривой предложения вправо или влево.
В первом случае принято говорить об изменении «величины предложения», а во втором случае - об изменении «предложения».