double arrow

Спрос и закон спроса. Спрос - это представленная на рынке потребность в това­рах

Спрос - это представленная на рынке потребность в това­рах. Однако спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платеж­ных средств (денег) у покупателя. Поэтому спрос, как прави­ло, меньше потребности, так как любая цена ограничивав! число покупателей.

Спрос показывает объем возможной купли товара, который потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене (из ряда возможных цен) в течение определенного периода вре­мени и с учетом имеющейся у них величины дохода. Спрос - это потенциальная купля товара. Ее реализация на практике зави­сит от множества факторов. Это сигнал производителям и ком­мерсантам. Обратная зависимость величины спроса от цены (при про­чих равных условиях) получила в экономической теории на­звание закона спроса.

Сформулировать закон спроса можно следующим образом: между уровнем цены (Р) товара и величиной спроса на него (0) существует обратная зависимость (при прочих равных условиях), т.е. рй-Г(1/Р). Или: чем выше цены, тем меньше величина спроса, и наоборот, чем ниже цены, тем больше величина спроса.

Эту зависимость эк-ты объясняют возникновением трех «эффектов» при снижении цены на товар:

1. «Эффект нового покупателя». Он означает, что снижение цен увеличивает число покупателей за счет тех лиц, которые раньше не в состоянии были приобрести данный товар. Кроме того, потребление подвержено действию закона убывающей предельной полезности. Согласно этому закону каждая допол­нительная единица приобретаемого продукта имеет для потре­бителя все меньшую полезность (удовлетворенность). Это обус­ловлено тем, что интенсивность потребности в данном продук­те снижается по мере потребления каждой последующей еди­ницы. Поэтому потребители покупают дополнительные (сверх того, что покупали раньше) единицы продукта только при ус­ловии снижения цены. И наоборот, повышение цены побужда­ет потребителей отказаться от некоторых единиц продукта.

2. «Эффект дохода». Он указывает на то, что снижение цен позволяет покупателю на прежнюю сумму расходов на дан­ный товар приобрести его в большем количестве. Это равно­значно увеличению денежного дохода покупателя по отноше­нию к данному товару. При этом покупатель не отказывает себе в покупке других товаров.

3. «Эффект замещения». Он проявляется в том, что поде­шевевший товар относительно (не абсолютно) удорожает дру­гие товары, хотя их цены могут остаться прежними. Поэтому, «замещая» другие товары подешевевшими, покупатель обес­печивает себе дополнительный эффект дохода.

Из общего правила убывания величины спроса при росте цены товара имеются исключения:

1). Величина спроса на некоторые товары абсолютной жиз­ненной необходимости, составляющие основу потребления низ­кооплачиваемых слоев населения, при повышении цены может не измениться или даже возрасти. Этот эффект получил назва­ние «парадокса Р.Гиффена», подметившего еще в прошлом веке, что при увеличении цены картофеля ирландские бедняки уве­личивали его потребление. Это связано с тем, что даже при по­высившейся цене он оставался самым доступным продуктом, а более дорогие продукты (например, мясо) и при неизменных ценах стали менее доступными, чем раньше.

2). Рост цен на престижные предметы роскоши, которые не поглощают большой части доходов наиболее богатых потреби­телей, может сопровождаться повышением величины спроса на них. Напротив, спрос на данные товары может упасть, если цены на них снизятся. Здесь покупается не столько товар, сколько престиж. А пре­стиж изменяется вместе с ценой: при ее повышении он также повышается, а при понижении падает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: