Неценовые факторы изменения спроса

Цена является самым важным фактором, определяющим величину спроса, т.е. объем покупаемых товаров. Однако су­ществуют и другие факторы, влияющие на объем покупок, т.е. на спрос. Сюда относятся неценовые факторы, которые ока­зывают влияние на изменение «самого» спроса и этим самым сдвигают кривую спроса вправо (если спрос растет) или влево (если спрос падает).

Важнейшими неценовыми факторами изменения спроса (т.е. независимо от изменения цены) являются:

1. Вкусы или предпочтения потребителей. Изменение по­требительских вкусов может быть вызвано рекламой, измене­нием моды, появлением новых продуктов в связи с новыми тех­нологиями и т.д. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.

2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупате­ли (при прочих равных условиях) обусловливает повышение спро­са и сдвиг кривой спроса вправо. Напротив, уменьшение числа покупателей сокращает спрос и сдвигает кривую спроса влево.

3. Рост или снижение доходов населения. Повышение денеж­ных доходов приводит к тому, что спрос на большинство това­ров повышается (на видеотехнику, модную одежду, автомобили, спиртные напитки, мясо, сливочное масло, фрукты и т.д.). И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает.

Товары, спрос на которые растет при увеличении доходов потребителей и падает при их уменьшении, называются това­рами «высшей категории» или «нормальными» товарами. Они могут относится как к предметам первой необходимости, так и к предметам роскоши.

Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении с доходами (с ростом доходов спрос на них понижается, и наоборот), называются товарами «низшей категории» или «недоброкачественными» товарами (например, хлеб, карто­фель, макароны, маргарин, капуста, немодная и дешевая одежда, обувь и т.д.).

Увеличение доходов позволяет потребителям покупать про­довольствие с большим содержанием белка (как, например, мо­лочные продукты и мясо)и более качественную одежду, обувь, мебель и т.д., и наоборот.

4. Динамика цен на товары-заменители и сопутствующие то­вары (еще они называются сопряженными товарами). Взаимоза­меняемые товары - это такие пары товаров, для которых рост цен на один товар приводит к росту спроса на другой товар (яблоки и груши, масло и маргарин и т.д.). Взаимодополняемые товары - это такие пары товаров, для которых рост цен на один товар ве­дет к падению спроса на другой товар. Например, автомобиль и бензин, автомобиль и моторное масло, стол и стул, магнитофон и кассеты к нему, ручка и бумага, лыжи и лыжный костюм и т.д. Спрос на такие товары предъявляется одновременно. Эти товары называются еще комплементарными (взаимодействующими).

5. Ожидания потребителей. Потребительские ожидания от­носительно возможного повышения цен или увеличения дохо­дов м побудить потребителей к увел-ию покупок (что­бы «упредить» предстоящее повышение цен) и умен-ию ог­раничений на текущие расходы. И наоборот, ожидание паде­ния цен или снижения доходов может привести к сокращению текущего спроса на товары.

При увеличении спроса под воздействием неценовых фак­торов кривая спроса смещается вправо (в положение Д Д), а при уменьшении спроса - влево (в положение О2 Л2).

Таким образом, «изменение спроса» может быть как резуль­татом изменения цены, так и результатом неценовых факторов. Изменение спроса в результате изменения цены графически объясняется (интерпретируется) как движение по кривой спро­са. Изменение спроса при неизмененных ценах выглядит как сдвиг самой кривой спроса. Для различения этих ситуаций в пер­вом случае говорят об изменении «величины спроса», а во вто­ром случае - об изменении «спроса».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: