Рынок - экономическая система, ориентированная на потребителя. Поэтому экономическая наука проявляет постоянный интерес к тому, как ведет себя отдельный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в огромной массе товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке.
Потребители наделены правом определять судьбу фирм-производителей, покупая или отвергая произведенные ими товары, т.е. они голосуют деньгами " за" или "против" предлагаемых на рынке товаров. Эти обстоятельства заставляют фирмы учитывать коллективное мнение потребителей при решении ими трех главных вопросов: а) что производить; б) для кого производить; в) как производить.
В этом смысле экономисты говорят о "суверенитете потребителя". Это означает, что никто не должен решать за самого потребителя, какие товары (или наборы товаров) из предлагаемых на рынке, ему приобретать, а какие нет.
Экономисты исходят из того, что потребители ведут себя на рынке рационально. Это значит, что они стремятся достичь максимального результата при ограниченных возможностях. При этом главным ограничителем для любого потребителя является размер его дохода.
Поскольку потребности людей многообразны и безграничны, а доход ограничен, то покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший, с его точки зрения, набор товаров из тех, которые доступны ему при данном, всегда ограниченном доходе. Потребитель сам выбирает "наилучший набор", исходя из своей индивидуальной, т.е. субъективной точки зрения. Рациональное поведение потребления состоит в том, чтобы, потребляя товары и услуги, максимизировать полученное от такого потребления удовольствие (удовлетворение) или "полезность" при ограниченном доходе.
Полезность или ценность товара положена в основу "маржинального" анализа, или теории предельной полезности. Термин "маржинальный" в переводе с английского означает предельный, дополнительный. Основы теории полезности разработаны такими экономистами 19 в. как У.С. Джевонс, К. Менгер, Э.Бём-Баверк и Ф. Визер. Они считал, что потребители в своем выборе руководствуются тем, какую дополнительную пользу они получат от приобретения дополнительного количества товара. Эти экономисты создали особое направление в экономической науке, получившие название маржинализм" ("предельность"). Основополагающую роль в этой теории играют такие понятия, как ценность и полезность.
Согласно маржиналистскому подходу, ценность товара определяется лишь его полезностью для субъекта, т. е. полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Полезность одного и того же блага для разных людей различна. Она зависит от тех целей, потребностей и интересов, которые преследует субъект.
Полезность определяется как способность материального блага или услуги удовлетворять какие-либо потребности субъекта. На основе понятия "полезность" вводится понятие " ценность ". Оно характеризует не просто полезность товара или услуги, но и указывает на их ограниченность или редкость. Ценность представляет собой суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания жизни и их благосостояния.
В хозяйственной деятельности люди имеют дело преимущественно с ограниченным запасом материальных благ. Поэтому все они имеют ценность. Если таких благ существует больше, чем это необходимо для удовлетворения человеческих потребностей, то они ценности не имеют и называются свободными благами. Ими может пользоваться каждый желающий. Самым трудным для субъективной теории ценности является определение абсолютной величины этой ценности. Поскольку ценность определяется важностью материального блага для удовлетворения определенной потребности человека, то ее величина зависит от того, какую выгоду человек получает от обладания данным материальным благом. Если выгода будет большой, то благо будет иметь высокую ценность, а если выгода незначительна, то и ценность будет невелика.
Практика хозяйственной деятельности свидетельствует, что у всех потребностей, которые предстоит удовлетворить, в первую очередь удовлетворяются наиболее важные и существенные, а в последнюю очередь -наименее важные, второстепенные.