Потребление и полезность. Закон предельной полезности

Рынок - экономическая система, ориентированная на по­требителя. Поэтому экономическая наука проявляет постоян­ный интерес к тому, как ведет себя отдельный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в огром­ной массе товаров, существуют ли закономерности, управля­ющие его поведением на рынке.

Потребители наделены правом определять судьбу фирм-производителей, покупая или отвергая произведен­ные ими товары, т.е. они голосуют деньгами " за" или "про­тив" предлагаемых на рынке товаров. Эти обстоятельства заставляют фирмы учитывать коллектив­ное мнение потребителей при решении ими трех главных вопросов: а) что производить; б) для кого производить; в) как производить.

В этом смысле экономисты говорят о "суверенитете потре­бителя". Это означает, что никто не должен решать за самого по­требителя, какие товары (или наборы товаров) из предлагае­мых на рынке, ему приобретать, а какие нет.

Экономисты исходят из того, что потребители ведут себя на рынке рационально. Это значит, что они стремятся достичь максимального результата при ограниченных возможностях. При этом главным ограничителем для любого потребителя яв­ляется размер его дохода.

Поскольку потребности людей многообразны и безгранич­ны, а доход ог­раничен, то покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наи­лучший, с его точки зрения, набор товаров из тех, которые дос­тупны ему при данном, всегда ограниченном доходе. Потребитель сам выбирает "наилучший набор", исходя из своей индивидуальной, т.е. субъективной точки зрения. Рациональное поведение потребления состоит в том, что­бы, потребляя товары и услуги, максимизировать полученное от такого потребления удовольствие (удовлетворение) или "по­лезность" при ограниченном доходе.

Полезность или ценность товара положена в основу "мар­жинального" анализа, или теории предельной полезности. Тер­мин "маржинальный" в переводе с английского означает пре­дельный, дополнительный. Основы теории полезности разработаны такими экономис­тами 19 в. как У.С. Джевонс, К. Менгер, Э.Бём-Баверк и Ф. Визер. Они считал, что по­требители в своем выборе руководствуются тем, какую до­полнительную пользу они получат от приобретения дополни­тельного количества товара. Эти экономисты создали особое направление в экономической науке, получившие название маржинализм" ("предельность"). Основополагающую роль в этой теории играют такие понятия, как ценность и полезность.

Согласно маржиналистскому подходу, ценность товара оп­ределяется лишь его полезностью для субъекта, т. е. полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Полез­ность одного и того же блага для разных людей различна. Она зависит от тех целей, потребностей и интересов, которые пресле­дует субъект.

По­лезность определяется как способность материального блага или услуги удовлетворять какие-либо потребности субъек­та. На основе понятия "полезность" вводится понятие " цен­ность ". Оно характеризует не просто полезность товара или услуги, но и указывает на их ограниченность или редкость. Ценность представляет собой сужде­ние, которое хозяйствующие люди имеют о значении находя­щихся в их распоряжении благ для поддержания жизни и их бла­госостояния.

В хозяйственной деятельности люди имеют дело преимущественно с ограниченным запасом материальных благ. По­этому все они имеют ценность. Если таких благ существует больше, чем это необходимо для удовлетворения человечес­ких потребностей, то они ценности не имеют и называются свободными благами. Ими может пользоваться каждый же­лающий. Самым трудным для субъективной теории ценности являет­ся определение абсолютной величины этой ценности. Посколь­ку ценность определяется важностью материального блага для удовлетворения определенной потребности человека, то ее вели­чина зависит от того, какую выгоду человек получает от об­ладания данным материальным благом. Если выгода будет большой, то благо будет иметь высокую ценность, а если вы­года незначительна, то и ценность будет невелика.

Практика хозяйственной деятельности свидетельствует, что у всех потребностей, которые предстоит удовлетворить, в пер­вую очередь удовлетворяются наиболее важные и существен­ные, а в последнюю очередь -наименее важные, второстепенные.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: