double arrow

Предпочтения потребителя. Кривые безразличия и их свойства. Равновесие потребителя


Люди отличаются друг от друга по своим предпочтениям в потреблении товаров и услуг. Они располагают свои потреб­ности в соответствии с собственными предпочтениями и стре­мятся приобрести на ограниченный доход такой набор това­ров, который позволил бы им в максимальной степени удов­летворить потребности. Чтобы осуществить рациональный выбор в процессе по­требления материальных благ потребитель должен разумно оценить различные альтернативы, которые при этом возникают. Эти альтернативы должны быть соответ­ствующим образом упорядочены. Упорядоченные альтернативы рассматриваются экономической наукой как предпочтения потребителя. Т.к. его целью является достижение максимального удовлетворе­ния, то он будет отдавать предпочтения тем товарам, кото­рые принесут наибольшую пользу.

Предпочтения потребителя могут быть выражены с помо­щью функции полезности. В общем виде функция полезности выражает зависимость между количеством (объемами) различ­ных товаров и степенью (уровнем) той полезности, которая дос­тигается при этом потребителем.

"Кривая безразличия" — это линия, точки на которой пока­зывают все комбинации наборов двух товаров, доставляющих потребителю одинаковый объем совокупной полезности.




Подход к поведению потреб-ля с позиции "кривых без­различия" предполагает не кол-ое соизмерение потреб­ностей, а лишь их ранжирование. Каждая кривая безразличия графически отображает множ-во наборов продуктов (товаров), обладающих, однако, одинаковой полезностью для потребите­ля.

При прочих равных условиях (тот же товар, то же каче­ство) потребитель всегда предпочтет большее количество то­вара меньшему. Сравнительный (порядковый) подход учиты­вает это и исходит из предпосылки, что большее количество того же самого товара одинакового качества предпочитается меньшему количеству (это считается само собой разумеющим­ся). Совокупность кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности, образует карту кривых безразличия. Все они обладают двумя ха­рактерными свойствами:

1. Кривые безразличия, которые расположены справа от пер­воначальной кривой, будут пред­почтительнее ее. Наоборот, кривые безразличия, расположен­ные слева от этой кривой, будут менее предпочтительными в сравнении с нею. Это происходит потому, что наборы, распо­ложенные на кривых безразличия, находящихся справа от дан­ной кривой, приносят больше удовлетворения (пользы, полез­ности) потребителю, а находящиеся слева — меньше.

2. Кривые безразличия не могут пересекаться друг с другом, т. к. возникло бы противоречие: потребитель в таком случае не сможет различать наборы товаров, расположенные на разных кривых безразличия и имеющие для него разную предпочтитель­ность.



В исследовании закономерностей потребительского пове­дения значительная роль принадлежит концепции "бюджетной линии" наряду с концепцией "кривых безразличия". Эти концепции рассматривают поведение потребителя с двух сторон:

1) Что хотел бы иметь потребитель из наличных наборов товаров, каждый из которых ему представляется равноценным (здесь не принимаются во внимание доходы потребителя).

2) Что может позволить себе потребитель при данном огра­ниченном доходе.

В основе выбора товаров лежат предпочтения потребите­ля, так как они выражают его желания и стремления. Однако практическая реализация этих предпочтений ограничивает­ся, с одной стороны, ценой товаров, а с другой стороны — доходом, которым располагает потребитель. Доход потребителя и покупательная способность денег (т.е. цены товаров) опреде­ляют его бюджетные ограничения. Бюджетная линия представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отображающую множество наборов из двух продуктов ( групп продуктов ), требующих одинаковых затрат на их приобретение. Бюджетная линия характеризую реальную покупательную способность потребителя и соотно­шение цен приобретаемых товаров.

Экономический смысл пересечения бюджетной линии с ося­ми координат состоит в том, что оно показывает максималь­ное количество товара одного вида, который может быть куп­лен, когда другой товар не покупается совсем.



Чтобы поведение потреб-ля было рац-ым (или ра­зумным) при сущ-их ценах на товары и бюджетном огра­ничении, необходимо, чтобы оно способствовало максимизации полезности благ, приобретаемых на свой доход. При этом он руко­вод-ся собственными представлениями о полезности благ и предпочтениями при их выборе. Потребитель " безразличен" к сочетанию товаров, имеющих одинаковую полезность. Рационал модель поведения потребителя пытается объяснить, как на его выбор влияют, с одной стороны, его пред­почтения, а с другой стороны — ограничения, связанные с це­нами товаров и бюджетом потребителя. Для этого карту кривых безразличия и бюджетную линию накладывают на одну и ту же систему координат. Цель этого наложения состоит в том, чтобы определить такую комбинацию товаров, которая мак­с-ет полезность при данном бюджетном ограничении. Т.о., у потребителя может существовать не 1, а неск вариантов кол-го соотношения товаров. 2 из них обладают равной полезностью и мб приемлемы для данного потребителя. Он сам вы­бирает одну из подобных точек, становящейся в силу этого для него равновесной. Эта точка наз точкой потреб-го равновесия. Под ней понимается такая точка, где достигается максимизация полезности благ, приобретаемых за счет личного бюджета. Потребительское равновесие - это такое состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам и в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует общую полезность. Чтобы оказаться в положении равновесия (т.е. максимизировать полезность), потребитель должен распределять доход та­им образом, чтобы последний рубль, затраченный им на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полез­ности, как и рубль, затраченный на покупку другого (альтер­нативного) товара. Поэтому правило потребительско­го поведения (или принцип равной полезности) состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приоб­ретаемые блага приносила одинаковую предельную (т.е. до­бавочную) полезность.








Сейчас читают про: