Люди отличаются друг от друга по своим предпочтениям в потреблении товаров и услуг. Они располагают свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и стремятся приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы им в максимальной степени удовлетворить потребности. Чтобы осуществить рациональный выбор в процессе потребления материальных благ потребитель должен разумно оценить различные альтернативы, которые при этом возникают. Эти альтернативы должны быть соответствующим образом упорядочены. Упорядоченные альтернативы рассматриваются экономической наукой как предпочтения потребителя. Т.к. его целью является достижение максимального удовлетворения, то он будет отдавать предпочтения тем товарам, которые принесут наибольшую пользу.
Предпочтения потребителя могут быть выражены с помощью функции полезности. В общем виде функция полезности выражает зависимость между количеством (объемами) различных товаров и степенью (уровнем) той полезности, которая достигается при этом потребителем.
|
|
"Кривая безразличия" — это линия, точки на которой показывают все комбинации наборов двух товаров, доставляющих потребителю одинаковый объем совокупной полезности.
Подход к поведению потреб-ля с позиции "кривых безразличия" предполагает не кол-ое соизмерение потребностей, а лишь их ранжирование. Каждая кривая безразличия графически отображает множ-во наборов продуктов (товаров), обладающих, однако, одинаковой полезностью для потребителя.
При прочих равных условиях (тот же товар, то же качество) потребитель всегда предпочтет большее количество товара меньшему. Сравнительный (порядковый) подход учитывает это и исходит из предпосылки, что большее количество того же самого товара одинакового качества предпочитается меньшему количеству (это считается само собой разумеющимся). Совокупность кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности, образует карту кривых безразличия. Все они обладают двумя характерными свойствами:
1. Кривые безразличия, которые расположены справа от первоначальной кривой, будут предпочтительнее ее. Наоборот, кривые безразличия, расположенные слева от этой кривой, будут менее предпочтительными в сравнении с нею. Это происходит потому, что наборы, расположенные на кривых безразличия, находящихся справа от данной кривой, приносят больше удовлетворения (пользы, полезности) потребителю, а находящиеся слева — меньше.
2. Кривые безразличия не могут пересекаться друг с другом, т. к. возникло бы противоречие: потребитель в таком случае не сможет различать наборы товаров, расположенные на разных кривых безразличия и имеющие для него разную предпочтительность.
|
|
В исследовании закономерностей потребительского поведения значительная роль принадлежит концепции "бюджетной линии" наряду с концепцией "кривых безразличия". Эти концепции рассматривают поведение потребителя с двух сторон:
1) Что хотел бы иметь потребитель из наличных наборов товаров, каждый из которых ему представляется равноценным (здесь не принимаются во внимание доходы потребителя).
2) Что может позволить себе потребитель при данном ограниченном доходе.
В основе выбора товаров лежат предпочтения потребителя, так как они выражают его желания и стремления. Однако практическая реализация этих предпочтений ограничивается, с одной стороны, ценой товаров, а с другой стороны — доходом, которым располагает потребитель. Доход потребителя и покупательная способность денег (т.е. цены товаров) определяют его бюджетные ограничения. Бюджетная линия представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отображающую множество наборов из двух продуктов (групп продуктов), требующих одинаковых затрат на их приобретение. Бюджетная линия характеризую реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров.
Экономический смысл пересечения бюджетной линии с осями координат состоит в том, что оно показывает максимальное количество товара одного вида, который может быть куплен, когда другой товар не покупается совсем.
Чтобы поведение потреб-ля было рац-ым (или разумным) при сущ-их ценах на товары и бюджетном ограничении, необходимо, чтобы оно способствовало максимизации полезности благ, приобретаемых на свой доход. При этом он руковод-ся собственными представлениями о полезности благ и предпочтениями при их выборе. Потребитель " безразличен" к сочетанию товаров, имеющих одинаковую полезность. Рационал модель поведения потребителя пытается объяснить, как на его выбор влияют, с одной стороны, его предпочтения, а с другой стороны — ограничения, связанные с ценами товаров и бюджетом потребителя. Для этого карту кривых безразличия и бюджетную линию накладывают на одну и ту же систему координат. Цель этого наложения состоит в том, чтобы определить такую комбинацию товаров, которая макс-ет полезность при данном бюджетном ограничении. Т.о., у потребителя может существовать не 1, а неск вариантов кол-го соотношения товаров. 2 из них обладают равной полезностью и мб приемлемы для данного потребителя. Он сам выбирает одну из подобных точек, становящейся в силу этого для него равновесной. Эта точка наз точкой потреб-го равновесия. Под ней понимается такая точка, где достигается максимизация полезности благ, приобретаемых за счет личного бюджета. Потребительское равновесие - это такое состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам и в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует общую полезность. Чтобы оказаться в положении равновесия (т.е. максимизировать полезность), потребитель должен распределять доход таим образом, чтобы последний рубль, затраченный им на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и рубль, затраченный на покупку другого (альтернативного) товара. Поэтому правило потребительского поведения (или принцип равной полезности) состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретаемые блага приносила одинаковую предельную (т.е. добавочную) полезность.