Сварочное оборудование
Лекция 9. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
При электродуговой сварке происходит короткое замыкание между электродом и деталью. Электрическая дуга расплавляет деталь и электрод. При каждом коротком замыкании развиваются большие токи (токи короткого замыкания), а напряжение падает до нуля. Чтобы поддержать горение дуги в период между короткими замыканиями, необходимо напряжение 25...30 В. Время восстановления рабочего напряжения от 0 до 30 вольт после каждого короткого замыкания должно быть менее 0,05 с. Для сварочных трансформаторов установлено наибольшее допустимое напряжение 70 В при сварочной силе тока более 200 А и напряжение 100 В при сварочной силе тока менее 100 А. Токи короткого замыкания могут вызвать перегрев в проводке и обмотках источника тока, поэтому источник тока должен выдерживать продолжительные короткие замыкания сварочной цепи.
Виды сварочных аппаратов:
1) трансформаторные аппараты переменного тока - самые распространенные, простые, надежные и дешевые. Данные аппараты чувствительны к колебаниям питающего напряжения. При снижении напряжения выходные свойства оборудования ухудшаются, и не всем новичкам удается ровный и красивый сварной шов;
|
|
2) трансформаторные аппараты постоянного тока - конструкция схожа с предыдущим аппаратом, но на выходе оснащена диодным или тиристорным выпрямителем. Данное оборудование более сложное, тяжелое и дорогое;
3) инверторы или импульсные сварочные аппараты – у них малая зависимость от входного напряжения, электронное управление силой тока, стабильная дуга, низкое энергопотребление, малые габариты и вес (от 3 кг).
Особенности работы электрооборудования грузоподъемных машин:
- повторно-кратковременный режим работы;
- частые изменения направления вращения (реверс);
- необходимость регулирования частоты вращения привода;
- значительные перегрузки, вибрация;
- затрудненный доступ для обслуживания и ремонта;
- работа в условиях загрязненности, влажности, значительного перепада температур.
Электрооборудование грузоподъемных машин имеет специальное крановое исполнение и обладает повышенной прочностью, высококачественной изоляцией и надежной защитой от действий окружающей среды.
Основное электрооборудование башенного крана:
- электродвигатели;
- аппараты управления электродвигателями - контроллеры, контакторы, магнитные пускатели, реле управления;
- аппараты регулирования частоты вращения электродвигателей - пускорегулирующие реостаты, тормозные машины;
- аппараты управления тормозами - тормозные электромагниты и электрогидравлические толкатели;
|
|
- аппараты электрической защиты - автоматические выключатели, максимальные и тепловые реле, предохранители, распределительные ящики;
- аппараты механической защиты - конечные выключатели и ограничители грузоподъемности, обеспечивающие защиту крана и его механизмов от перехода крайних положений и перегрузки;
- аппараты и приборы, используемые для различных переключений в силовых цепях и цепях управления - кнопки, рубильники, выключатели, переключатели.
Вспомогательное электрооборудование башенного крана:
- осветительные приборы (светильники, прожекторы);
- приборы электрообогрева (электропечи, нагреватели);
- приборы звуковой сигнализации (звонки, сирены);
- аппараты управления и защиты (трансформаторы, выключатели, предохранители и т.д.), установленные в цепях освещения и отопления.
Крановые электродвигатели - электродвигатели специального кранового типа с влагостойкой изоляцией, повышенной прочности, допускающие большие кратковременные перегрузки и имеют большие пусковые и максимальные моменты, которые превышают номинальные в 2,3...3 раза. Крановые электродвигатели рассчитаны на кратковременные и повторно-кратковременные режимы работы.
Класс изоляции ручных электрических машин по напряжению и изоляции
I класс - на номинальное напряжение 220 В, у которых хотя бы одна металлическая деталь, доступная для прикосновения, от делена от частей, находящихся под напряжением только рабочей изоляцией;
II класс - на номинальное напряжение 220 В, у которых все металлические детали, доступные для прикосновения, отделены от частей, находящихся под напряжением, двойной или усиленной изоляцией;
III класс - на номинальное напряжение 36 В.
Машины I класса опасны в отношении поражения оператора электрическим током. При работе их необходимо надежно заземлять, использовать резиновые коврики и диэлектрические перчатки, но даже при этом в строительных условиях их не везде разрешается эксплуатировать.
Машины II класса (с двойной изоляцией) - наиболее прогрессивны, так как они могут питаться от осветительной сети, их не нужно заземлять, и при этом обеспечивается полная электробезопасность работы при соблюдении правил эксплуатации. Двойная изоляция машин осуществляется следующим способом: статор (индуктор с катушками) двигателя, щеточный механизм, выключатель и все токопроводящие (соединительные) провода размещены в корпусе и рукоятке из изоляционного материала (высокопрочная пластмасса), а вал ротора (якоря) имеет электроизоляционную втулку, изолирующую его от ротора (якоря) и коллектора;
Машины III класса в работе безопасны и должны получать питание от автономных источников тока или от сети через трансформаторы.