Демонстрационный опыт и возможность получения данных против исходной гипотезы

Критический эксперимент и возможность перехода к конкурирующим объяснениям

Проблема контргипотезы и конкурирующих гипотез

Критический эксперимент - возможность выбора на основании полученных опытных данных между разными объяснительными схемами, т.е. возможность предпочтения одной из сравниваемых конкурирующих между собой теоретических интерпретаций.

  • За экспериментальной и контргипотезой как эмпирически нагруженными высказываниями стоят разные психологические объяснения, т.е. предполагается соотнесение не менее двух теоретических гипотез.

Контрольный эксперимент - создаются условия, при которых равновероятным было бы получение данных как в пользу, так и против экспериментальной гипотезы (т.е.контролируются условия, при которых именно действенность предполагавшейся причинно-следственной зависимости определяет изменение показателей ЗП в ожидаемом направлении)

Иногда эксперимент, оставаясь контрольным, переходит в статус критического, поскольку отвержение контргипотезы означает в данном случае и отвержение другой теории.

Демонстрационный опыт - в них нельзя при получении отрицательных результатов перейти к оценке контргипотезы.

  • нет этапа принятия решения об экспериментальном факте, поскольку нет выбора в интерпретации между альтернативами «за» и «против».

Два вида демонстрационных опытов:

    1. Первый вид представлен инициированием эффектов, которые практически однозначно воспроизводимы при аналогичной ситуации (или аналогичной организации воздействий) любым человеком, выполняющим инструкции по проведению. Ожидаемый эффект при этом наблюдается практически в 100% случаев. Отличным примером здесь являются перцептивные феномены. Воспроизводимость таких опытов означает возможность переноса решения этой диагностической задачи в любом будущем промежутке времени, по отношению к которому можно утверждать отсутствие изменений в самом базисном процессе, подвергающемся «проявлению».
    1. Второй вид характеризуется тем, что однозначно может демонстрировать правильность или адекватность психологической гипотезы только по отношению к уже составившемуся событию. Обычно это демонстрация феноменов, связанных с мотивационной или волевой регуляцией действий человека, с групповой динамикой и феноменами в других областях психологической реальности, которые возникают «здесь и сейчас». Их повторно нельзя воспроизвести в том смысле, что их актуалгенез зависит от активности познающего или действующего субъекта, от личностных, а не только стимульных факторов.

Формирование и разрядка квазипотребностей, создание систем напряжений в психологическом поле – вот те интерпретационные конструкты, которые позволяют получать эмпирические доводы в левиновских опытах, построенных структурно как реализации и методик наблюдения, и демонстрационных и истинных экспериментов (эксперимент с «прерыванием действий» Б. В. Зейгарник и решениями «на разных уровнях реальности» В. Малер), в пользу понимания его мотивационно-эмоциональной регуляции действий субъекта.

  • из демонстрационных экспериментов не может быть выведено следствий против соответствующего авторского понимания психологической причинности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: