- полный план для трех НП с тремя разными уровнями дает 27 сравниваемых условий (3 х 3 х 3).
Латинский квадрат:
- при полном наборе двух варьируемых переменных уровни третьей переменной распределяются по полученным ситуациям так, что обеспечивается их присутствие по каждой паре сочетаний.
- возможность сохранения 9 условий (полного плана 3х3) при введении третьего фактора.
- оценка результатов предполагает использование схем дисперсионного анализа, который позволяет количественно оценить разные источники вариабельности ЗП, в том числе взаимодействия первого и второго порядков.
X1 | X2 | Х3 | |
Y1 | А | B | C |
Y2 | В | C | А |
Y3 | С | А | В |
Схема 10.2. Планирование трехфакторного эксперимента по схеме латинского квадрата.
Греко-латинские планы:
· вводится четвертая НП, условия которой, обозначаемые греческими буквами, проставляют в парах сочетаний с латинскими обозначениями третьей переменной.
10.2.4. «Нестинг»
Анализируемая Дж. Кэмпбеллом проблема влияния самого предварительного измерения показателя на изучаемые эффекты приводит при разработке схем прикладных социально-психологических исследований к необходимости учета этих влияний в качестве самостоятельных факторов.
|
|
· предварительное тестирование повышало успешность экспериментального обучения чтению
Проблемы внешней и внутренней валидности в таких исследованиях оказываются часто более связанными между собой, чем, например, в лабораторных экспериментах.
Особое внимание поэтому уделяется контролю различного рода взаимодействий: НП с составом групп, НП с фактором времени, НП и ЗП с выбранной методикой или «техникой» измерения переменной.
Переменная «учитель» | |||
мужчины | женщины | ||
первый | второй | первый | второй |
Переменная «метод обучения» | |||
Схема 10.3. «Нестинг».
Соответствующий план исследования – «нестинг» – с таким заданием переменных, как представлено на схеме 10.3, потребует иных способов статистической обработки, чем обычный комбинаторный трехфакторный план 2х2х2.
· Здесь мы встречаемся с необходимой взаимосвязью решения проблем содержательного планирования эксперимента, выбора плана его проведения и способа последующей обработки данных.
· Учет этих тонкостей при планировании факторных психологических экспериментов необходим в связи как с ориентировкой на последующие планы обработки данных (более и менее адекватные для разных схем), так и обсуждением контроля за выводом.
· Ради достижения целей адекватного обобщения проводятся такие усложнения экспериментальных схем, как «дополнительное варьирование»,последовательная детализация экспериментальных воздействий и т.д.