Планы с тремя и более НП

  • полный план для трех НП с тремя разными уровнями дает 27 сравниваемых условий (3 х 3 х 3).

Латинский квадрат:

  • при полном наборе двух варьируемых переменных уровни третьей переменной распределяются по полученным ситуациям так, что обеспечивается их присутствие по каждой паре сочетаний.
  • возможность сохранения 9 условий (полного плана 3х3) при введении третьего фактора.
  • оценка результатов предполагает использование схем дисперсионного анализа, который позволяет количественно оценить разные источники вариабельности ЗП, в том числе взаимодействия первого и второго порядков.
  X1 X2 Х3
Y1 А B C
Y2 В C А
Y3 С А В

Схема 10.2. Планирование трехфакторного эксперимента по схеме латинского квадрата.

Греко-латинские планы:

· вводится четвертая НП, условия которой, обозначаемые греческими буквами, проставляют в парах сочетаний с латинскими обозначениями третьей переменной.

10.2.4. «Нестинг»

Анализируемая Дж. Кэмпбеллом проблема влияния самого предварительного измерения показателя на изучаемые эффекты приводит при разработке схем прикладных социально-психологических исследований к необходимости учета этих влияний в качестве самостоятельных факторов.

· предварительное тестирование повышало успешность экспериментального обучения чтению

Проблемы внешней и внутренней валидности в таких исследованиях оказываются часто более связанными между собой, чем, например, в лабораторных экспериментах.

Особое внимание поэтому уделяется контролю различного рода взаимодействий: НП с составом групп, НП с фактором времени, НП и ЗП с выбранной методикой или «техникой» измерения переменной.

Переменная «учитель»
мужчины женщины
первый второй первый второй
Переменная «метод обучения»
       

Схема 10.3. «Нестинг».

Соответствующий план исследования – «нестинг» – с таким заданием переменных, как представлено на схеме 10.3, потребует иных способов статистической обработки, чем обычный комбинаторный трехфакторный план 2х2х2.

· Здесь мы встречаемся с необходимой взаимосвязью решения проблем содержательного планирования эксперимента, выбора плана его проведения и способа последующей обработки данных.

· Учет этих тонкостей при планировании факторных психологических экспериментов необходим в связи как с ориентировкой на последующие планы обработки данных (более и менее адекватные для разных схем), так и обсуждением контроля за выводом.

· Ради достижения целей адекватного обобщения проводятся такие усложнения экспериментальных схем, как «дополнительное варьирование»,последовательная детализация экспериментальных воздействий и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: