Факторные планы представления статистических данных

Специальные эффекты, проясняемые в факторных схемах

Факторные эксперименты и факторные схемы представления данных

Зависимость экспериментального эффекта от показателей ЗП

Репрезентативность ЗП означает оценку выбранных показателей (ответы испытуемых, их стратегии, время принятия решения и т.д.) с точки зрения представленности в них наиболее важных аспектов деятельности или компонентов психологической регуляции изучаемых процессов.

Множественное представление базисных процессов – их описание с точки зрения разных тенденций изменений различных показателей ЗП, служит цели прояснения не только теоретических взглядов, но и оценки репрезентативности отдельных показателей при фиксации количественных изменений в психологической реальности.

Репрезентативность выявленного отношения между НП и ЗП зависит от совокупности всех указанных компонентов, а также от выбранного плана и способа представления результатов.

Для многоуровневого эксперимента лучшая репрезентативность кривых, отражающих связи между НП и ЗП, достигается при выборе кроссиндивидуальной схемы (по сравнению с межгрупповой и совокупностью интраиндивидуальных экспериментов).

· Это достигается благодаря указанной ранее форме контроля эффектов последовательности путем усреднения данных всех испытуемых по заданному уровню НП, когда каждый испытуемый оказывается представленным на каждом уровне.

· В этом случае усредненные показатели могут рассматриваться в аспекте построения типичной для всей группы испытуемых зависимости.

· Реально такое предположение обычно подкрепляется анализом того, действительно ли все индивидуальные данные соответствуют общей направленности изменений ЗП.

· Если этого нет, то усреднение показателей даст нерепрезентативные результаты.

  • Многие психологические закономерности имеют в своей основе такие базисные переменные, которые актуализируются только в сочетании ряда управляемых условий, т.е. имманентно связаны с использованием факторных схем.

«Эффект Струппа» - задержка реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (например, слово «красный» написано синим).

  • затруднение в произвольном выполнении действия, если организованы условия неконгруэнтности (несоответствия, «сшибки») разных интенций к действию, вызываемых разницей между источником и содержанием команд.

Четыре характеристики заданий представляются наиболее способствующими проявлению эффектов экспериментатора:

1) участие его в деятельности испытуемого,

2) двусмысленность заданий,

3) трудность заданий,

4) соответствие характера задания и рассматриваемого свойства экспериментатора.

Изучение этих проблем породило множество «схем-кентавров», в которых одна переменная – фактор задачи – изменяется в интраиндивидуальной последовательности, а вторая – личностное свойство экспериментаторов или испытуемых – контролируется путем подбора групп, отличающихся по рассматриваемому свойству.

Межгрупповое сравнение задает при этом два или более условий второй переменной в общей факторной схеме.

  • Табличная форма представления эмпирических результатов выглядит подчас одинаково при совершенно разных способах получения данных.
  • Уровни фактора, задающие в таблице представления результатов названия столбцов или строк, не обязательно означают, что это было экспериментально управляемое воздействие.
  • Заданная в таблице схема сравнения показателей может ввести в заблуждение, провоцируя увидеть в ней состоявшийся факторный план исследования.
  • Иногда под статистическими данными понимают такие, в получении которых исследователь не принимал непосредственного участия (значит, не осуществлял контроль условий и других переменных).
  • Любые переменные, взятые из статистических отчетов, могут давать аналог фактора в сводных таблицах.
  • Но без актуального контроля этого фактора данные не могут выступать в качестве доводов в пользу того или иного причинного объяснения изменений психологических переменных.
  • Указания о влиянии факторов или их взаимодействий остаются при этом не более чем метафорами, не раскрывающими причинно-следственных зависимостей, поскольку к ним неприменимы условия причинного вывода.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: