double arrow

Брачно-семейные отношения. Имущественные отношения


Имущественные отношения

Законы Хаммурапи

Вопрос 3. Законы Хаммурапи

Вавилонское право является одним из самых разработанных в странах древнего Востока.

Древнейшей формой права является правовой обычай. Обычай – правило поведения, известное определенному кругу лиц и передающееся из поколения в поколение – представляет собой устойчивую форму права. Обычай, построенный на традиции, может закреплять общественные отношения, сложившиеся многие столетия тому назад.

Среди актов государственных органов высшими по своей юридической силе были акты царской власти. Следует отметить, что законы и сборники законов древневавилонских царей во многом представляли собой лишь запись давно сложившихся правовых обычаев и судебных решений.

Важное значение имели статьи о собственности (государственная, храмовая, общинная). Суровое наказание применялось за нарушение частной собственности вообще. За кражу, например, царского или храмового имущества уплачивался штраф в 30-кратном размере от стоимости украденного. Если у вора не было средств для выплаты штрафа, его убивали.




Ст. 8-11 ЗХ регулируют право истребования украденной вещи собственником в случае ее обнаружение у другого лица. Для этого он должен был подтвердить свое право свидетельскими показаниями.

Важным объектом права собственности была земля. Наряду с царской и храмовой, существовали и частные владения, с которыми могли осуществляться различные сделки (купля-продажа, дарение и др.).

ЗХ защищали общину, крестьян-общинников от ростовщиков и торговцев, ограничил срок пребывания в долговом рабстве 3-мя годами, запрещал спекулятивные сделки с землями общинников. Сделки с землей и некоторыми другими видами имущества должны были заключаться в письменной форме с участием свидетелей.

Сборник регулирует отношения купли-продажи, хранения, аренды, найма, личного найма (найти в ЗХ статьи, регулирующие эти отношения).

Брак по ЗХ считался разновидностью договора, который чаще всего заключали родители жениха и невесты. Без договора женщина не рассматривалась в качестве жены. Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом. Дети от таких браков считались свободными. Невесте полагалось приданое, которое давало определенные гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода. Жена имела право уйти от мужа, забрав приданое, при неблаговидном поведении мужа. Жених уплачивал тестю выкупную плату, компенсируя семье невесты потерю рабочих рук.

Семья была патриархальной. Отец семейства обладал огромной властью над всеми членами семьи. Он мог продать жену, детей в долговую кабалу и т.д.



Получить развод муж мог намного легче, было очень много причин, по которым он мог выгнать жену из дома: «Если она разоряла семью, была мотовкой, унижала супруга». Приданое ей в этом случае не возвращалось. Он мог лишить сына наследства, но только по уважительным причинам, однако сын мог в судебном порядке доказать свою невиновность. Развод для женщины был практически невозможен.

Однако жена обладала определенной имущественной самостоятельностью. Она могла самостоятельно приобретать имущество и распоряжаться им. После смерти мужа это имущество оставалось у нее, а не переходило по наследству детям.

Доля наследства полагалась дочери, отпущенной в жрицы. Дети от рабынь, официально признанные, участвовали в дележе наследства на общих основаниях, непризнанные получали только свободу.







Сейчас читают про: