Либеральный иудаизм

Консервативный иудаизм.

Консервативный иудаизм занимает промежуточную позицию между реформистским и ортодоксальным иудаизмом. В отличие от реформизма он считает обязательным следование почти всем ритуалам Торы и ее этике; в отличие от ортодоксии признает возможность привнесения нововведений в еврейский закон, особенно в законы Талмуда. Например, ортодоксы считают, что полная молитвенная служба может быть проведена лишь" в присутствии десяти взрослых мужчин тогда как реформисты отрицают необходимость "миньяна". Консервативный иудаизм подтвердил обязательность “миньяна”, но разрешил включать в его состав не только мужчин, но и женщин. В первые десятилетия своего существования консервативный иудаизм почти не внес изменений в систему религиозных законов. С 1950 г., однако, движение стало более энергично проводить в жизнь ритуальные нововведения. Наиболее примечательными стали разрешение пользоваться транспортом для посещения синагоги по субботам, приглашение женщин к чтению Торы и принятые позднее решения о возможности назначения женщин раввинами.

Приблизительно 20% евреев, посещающих сина­гоги в Великобритании, принадлежит к движению, которое иногда называют “прогрессивный иуда­изм”. Он включает в себя не только реформистов, которых насчитывается около 13%, но также и либеральных иудеев, которые составляют оставши­еся 7%. Либеральное движение зародилось в 1902 г. как ответвление реформизма, и в целом оно более радикально. Оно в значительной степени со­ответствует американскому реформизму и более ра­дикальному крылу немецкого реформизма. (Термин “либеральный” сильно сбивает с толку, потому что в Германии он означает менее радикальное крыло реформизма.) Организация, которая его представ­ляет, Союз либеральных и прогрессивных синагог (ULPS), выросла из Еврейского религиозного союза, основанного Лили Монтегю и Клодом Монтефиоре в 1902 г. В 1912 г. название “Религиозный либераль­ный союз” дополнили слова “ради прогресса либе­рального иудаизма”. Все это свидетельствует об уходе от реформизма. В первом молитвеннике либе­рального движения предпочтение отдано английс­кому языку перед ивритом, и в нем отражались явные антисионистские воззрения. Духовным лиде­ром Британского либерального движения между двумя мировыми войнами был рабби доктор Исраэль Маттук. К 1956 г. организацией Реформистские синагоги Великобритании в Лондоне был открыт Колледж для обучения раввинов и учителей. Колледж назван в честь Лео Баека (1873— 1956), лидера немецкого еврейства, который посе­лился после Второй мировой войны в Англии. Ли­беральный иудаизм претерпел изменения, особенно в отношении сионизма, но остался совершен­но негалахическим, как это видно, например, из того факта, что, в соответствии с его доктриной, ев­рейство передается через любого из родителей, а не только по материнской линии. Он по-прежнему де­лает упор на всеобщий Век мира, а не на более уз­кую Еврейскую Мессианскую эру. Каждая из 23 конгрегаций обладает статусом самоуправления, и в пределах каждой конгрегации либеральный иудаизм рекомендует инди­видуальные решения как наилучшую возможность распространять, очищать, укреплять и сохранять иудаизм в современном мире. Тем не менее его тео­ретики разрабатывают общие принципы и практи­ческую программу, которые члены движения сво­бодны принимать, модифицировать или же отвер­гать. Как самая современная и наиболее радикаль­ная реакция на эмансипацию, либеральный иудаизм решительно верит в эгалитаризм и гордит­ся несколькими выдающимися женщинами-равви­нами, в том числе писательницей и диктором Джу­лией Ньюбергер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: