Евреи в христианском мире

Еврейские колонии появились в европейских странах очень давно, и ход расселения их не выяснен в подробностях. Еще до империи они были в Италии, Галлии, Испании. В занимаемых ими странах они всегда организовывались очень стройно. В тех случаях, когда местные государства не давли им центрального управления, у них являлись съезды раввинов, которые созывались, говорит Грец, «с целью принять какие-либо общеполезные меры или отвратить грозящую опасность». Это делалось очень легко по инициативе какого-либо уважаемого раввина.

Ни масса евреев, ни масса христиан, живших в Западной Европе, разумеется, не стояли на высоте идеи еврейской или христианской. Но христианские народы не могли, принимая евреев, признать их своими господами и учителями, евреи же не хотели смотреть на себя как на рав­ных прочим народам. Отсюда отношения неизбежно должны были ухуд­шаться, хотя первоначально евреи по всем странам Европы встречались гостеприимно и получали все права.

Во Франции до Крестовых походов евреи жили свободно. Короли и владетельные князья ими дорожили за умение их добывать деньги. Ев­рейские общины были признаваемы самостоятельными корпорациями, имея во главе бургомистра с титулом прево. Прево должен был охранять интересы своих единоверцев от христианского населения, между прочим, «побуждать христианских должников к уплате еврейским кредито­рам, причем имел даже право подвергать должников аресту». Этот прево выбирался еврейской общиной, а утверждался королем или владетель­ным: князем.

Наибольшего племенного самоуправления евреи достигли в Порту­галии и Польше. Во главе португальских евреев стоял Верховный рав­вин, который имел почти княжеские права. Он назначался самим коро­лем. В его руках сосредоточивалась вся высшая судебная власть. Он изда­вал указы за своей подписью с пометкой: «От Верховного раввина, по указу Его Величества Короля, к общинам Португалии и Алгафры". У него была своя официальная печать. Он ежегодно объезжал общины, ревизуя их, и принимал жалобы. Его сопровождали верховный судья, канцелярия и экзекутор для исполнения приговоров. Он назначал про­винциальных раввинов и управлял ими. Собственно раввины выбира­лись членами общины, но утверждение их принадлежало Верховному раввину. Раввинам провинциальным принадлежала и гражданская, и уголовная власть. Таким образом, португальское еврейство представляло нечто вроде вассального княжества.

Разумеется, кроме, так сказать, законной конституции, положение евреев зависело также от отношений к властям. В Португалии влияние евреев и в высших сферах достигло максимального значения в XIV веке при короле Педро. Он был так окружен евреями, что его двор назывался даже «еврейским двором», да и самого Дона Педро подозревали в том, что он был еврей, подложенный королеве-матери вместо ее младенца. Крутой деспот, он иногда тяжело расправлялся с евреями, но вообще евреи поддерживали его всеми силами, даже при восстании, жертвой которого стал Дон Педро.

В Англии евреи целый ряд веков жили совершенно свободно. В Гер­мании также. В Польше они достигли высокой степени самоуправле­ния. В Испании их процветание укрепи­лось главнейшим образом при арабах, но и во времена христианские они долго не могли пожаловаться. Евреи в Испании появились очень рано, а особенно со времени усмирения иудейских восстаний в Пале­стине. Это была отборная иудейская раса. Все испанские и португальские евреи, прихлынувшие после усмирения иудейских восстаний римлянами, считались особой аристократической породой и назывались (как и до сих нор их потомки) «сефардим», как германские евреи называются «ашкеназим". Ссфардимы производили себя из княжеских фамилий, и многие считали себя даже из рода Давидова.

Первоначально евреи жили в Испании свободно и делали что хотели среди полудикарей переселенных народов, кое-как усвоивших ариан­ство. Но когда визиготские короли оставили арианскую ересь, они на­чали вводить различные ограничения для евреев, как, например, воспрешение подвергать обрезанию христианских рабов. Евреи были недо­вольны. Между тем начавшееся вторжение магометан на Пиренейский полуостров сулило им соединение с общееврейским отечеством Экзилархата, и они всеми силами помогали завоевателям, предательски вы­давая хрисгианские владения. В Толедо они, например, изменнически отворили ворота арабам, после чего не ожидавшие нападения безоруж­ные христиане были поголовно перерезаны. Завоеватели вновь заселили город своими арабами и евреями.

Такое усердие евреев было вознаграждено широкими привилегиями. Завоевание Испании началось с 711 года, а окончательное изгнание арабов произошло лишь в 1492 г. Евреи в течение пяти веков пользова­лись исключительным процветанием в Арабском халифате, пользова­лись покровительством арабов. Внутреннее самоуправление они полу­чили в обычном типе, допускавшемся магометанами. Разделялись на самоуправляющиеся общины, во главе которых стояли раввины, а над всеми вместе наблюдал старший раввин — наси, или, по-арабски, нагид, который собирал и поголовную подать, платимую евреями, как и прочими иноверцами. Это самоуправление имело в своем ведении дела гражданские и уголовные. Процветание евреев увеличивалось еще и от­того, что они занимали важные места при калифах. Приобретя огром­ные богатства, евреи развили и свою ученость. «Еврейская Испания, — говорит Грец, — почти столь же содействовала развитию еврейства, как Иудея; и Вавилония. Кордова, Гранада, Толедо были столь же дороги для еврейства, как Иерусалим и Тивериада, и дороже, чем Нагардея и Сура». XI, XII, XIII века были для испанских евреев эпохой великих их мыслителей и писателей. В это время действовали: знаменитый поэт Габироль, мыслитель и поэт Иуда Галеви, раввины-учители Нахманид, Маймонид. В эту же эпоху развилась философская Каббала, которой пер­вым известным деятелем был Исаак Слепой, в окончательном же виде она явилась у Моисея Леонского (в ХШ веке). Богатства испанских евреев и их всемирная торгов­ля славились повсюду. Но они здесь при арабах занимались также разно­го рода земледелием, а в промышленности имели даже особую репута­цию по изготовлению стального оружия.

Пример того, до какой сте­пени могло доходить еврейское влияние, представляет Южная Франция, которую называли французской Иудеей. Евреи проявляли постоянно тесную связь со всеми врагами христианства, с арабами, с ерети­ками наиболее отрицательных сект, как манихейство. Мишле, описы­вая альбигойцев, говорит: «Южное дворянство было переполнено деть­ми евреев и сарацинов». Это были более развитые люди (по оценке Мишле), чем северное дворянство. Но зато здесь развивалась страшная антирелигиозность, и господствовал упадок нравов. Женщины наиболее высокопоставленные были так же развращены, как их мужья и отцы, и поэзия трубадуров вся наполнена богохульствами и любовными исто­риями, «Эта французская Иудея, как называли Лангедок, напоминала восточную Иудею не одними оливковыми рощами и ароматами: она имела свой Содом и Гоморру... Местные ученые явно учили философии Аристотеля, а арабы и евреи втайне учили пантеизму Авверосса и тонкостям Каббалы».

Еврейский историк Г. Грец подтверждает сущность этой характерис­тики. «Альбигойцы,- говорит он, — особенно энергично протестовав­шие против папства, были отчасти обязаны своей оппозицией сноше­ниям с образованными евреями и знакомству с еврейскими сочинениями. Среди альбигойцев существовала секта, которая прямо говорила, что еврейский Закон лучше христианского. Те князья, которые покровитель­ствовали альбигойцам, покровительствовали и евреям".

Насколько социально деморализующе действовали эти влияния, можно видеть по тем же альбигойцам. У нас привыкли толковать только о гонениях против альбигойцев. Но нужно принимать во внимание и то, что проделывалось в тех слоях населения, которые известны под обидам именем «альбигойцев». Они были переполнены людьми без всякой со­циальной сдержки. «Герои больших дорог, — говорит Мишле, — вместе с крестьянами расправлялись с духовенством, наряжали своих жен в священные облачения, разгромляли священников и в насмешку застав­ляли их петь обедню. Одно из их развлечений составляло уродовать изоб­ражения Спасителя, отколачивать им руки и ноги. Эти забияки были дороги владетельным князьям именно по их безбожию. Неверующие, как наши современники, и дикие, как варвары, они тяжело лежали на стране, грабя, вынуждая к выкупам, убивая кого попало, производя страшную войну».

Постояиная дружба евреев с сарацинами возбуждала подозрения и ненависть тем сильнее, чем более напряженна становилась борьба с исламом.

Поэтому эпоха Крестовых походов вызвала бурные погромы евреев. Перед самими Крестовыми походами, в 1014 году, во Франции, про­изошло повсеместное избиение евреев по такому поводу. Орлеанские евреи отправили посла к султану Хакиму в Иерусалим, советуя ему раз­рушить Храм Гроба Господня, чтобы прекратить паломничество. Хаким (Фатимид) действительно разрушил Храм. Но за то евреи были переби­ты по всей Франции, а посол их, по возвращении из Иерусалима, был сожжен в Орлеане.

Первый Крестовый поход начался в 1096 году, и если правильные крестоносные войска не трогали евреев, то сбродные толпы народа, тянувшегося на освобождение Св. Гроба, по дороге громили евреев и принуждали их насильственно креститься. Против этого раздавались го­лоса римских Пап, но оставались бессильны в отношении возбужденных масс. Погромы начинали становиться обычным явлением. Даже в, Англии, где раньше никто не трогал евреев, в 1189 голу разразился первый погром, а через сто лет, в 1290 году, короли решили совершенно изгнать их из Англии. Таким образом, евреи 350 лет не имели доступа и Англию до самого Кромвеля, который снова разрешил им жить в стра­не. На континенте страшный погром произошел в Фульде, где по слу­чаю убийства христианских детей толпа сожгла несколько десятков ев­реев, хотя осталось не ясным, кто убил этих детей. В XIV веке Европу начала опустошать так называемая «черная смерть» (чума), и общий голос народов обвинял иудеев в том, что они отравляли воду и припасы для истребления христиан. Год 1348 стал роковой датой для евреев. В 1453 году в Силезии евреи были поголовно перебиты. Разумеется, всюду затравливаемые евреи искали спасения в новых переселениях в такие места, где их в данный момент не избивали, хотя через несколько вре­мени беглецам, может быть, приходилось искать нового убежища.

Этих гонений не упразднили ни эпоха Возрождения, ни появление протестантизма, хотя в это время в интеллигентных кругах появилась уже защита евреев, шедшая, без сомнения, из кругов масонства и его подготовителей. Тем не менее влияния эти не были еще настолько силь­ны, чтобы привести к практическим результатам. Гонения против евре­ев продолжались, и вместе с тем начались усиленные старания обратить их в христианство. Светские власти прибегали в этих целях даже к на­сильственным действиям. Римские Папы всегда восставали против насильственных обращений и несколько раз протестовали против обви­нения евреев в ритуальных убийствах. Но с XV века они обратили осо­бенное внимание на меры убеждения евреев в истине христианства. С этой целью устраивались иногда торжественные диспуты о вере. Религиозный диспут в Тортозе, на котором присутствовало множество еврейских ученых и писателей, длился с февраля 1413 года до 12 ноября и имел 69 заседаний. На нем Талмуд подвергся жестокой критике христианских ученых, которые обнаружили в нем столько предосудитель­ных мест, что многие евреи, присутствовавшие на диспуте, перешли в христианство. По булле Бенедикта в 1414 году всех евреев обязали три раза в год являться для выслушивания христианской проповеди.

В 1492 году евреям был нанесен тяжкий удар изгнаниям из Испании. Значительная доля их приняла притворно католичество, несколько сот тысяч были изгнаны и перешли в Турцию. В это же время их гнали и в Германии, и все надежды евреев устремились на дружественную им Турецкую империю, сломившую Византию и угрожавшую существованию Венгрии.

Конец XV века и XVI век ознаменовались всеобщими гонениями евреев по всей Европе (исключая Португалию) Развитие протестантиз­ма в этом отношении им не помогло. Сам Лютер (1483—1546) первона­чально заступался за них, но, собственно, в той уверенности, что они, по очищении религии от «римских суеверий», сами перейдут в христи­анство. Ничего подобного, конечно, не воспоследовало, и, увидев это, Лютер сделался ожесточенным врагом евреев. Гонения против них со стороны протестантов были не слабее римско-католических. Огромные массы евреев тогда хлынули из европейских стран в Польшу и Турцию. Эти.две страны и сделались их убежищем. Численно евреи, может быть, стали в польских владениях даже более многочисленны, нежели в Турции. Но в Польше евреи хотя получили свободу промыслов и внут­реннее управление, которое постепенно очень развилось, однако не могли мечтать о какой-либо политической роли, так как оставались народом презираемым и недопущенным какому-либо государственному влиянию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: