III. Отечественные подходы

К.Д. Ушинский: игра связана, несомненно, с работой воображения. Ушинский не предлагает собственную концепцию игры, но указывает на ее большое значение в развитии психики ребенка.

М.Я. Басов: «своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношения индивидуума со средой, на почве которой он возникает»

П.П. Блонский:

Виды деятельности, понимаемые как «игра»

Мнимые игры Строительные игры драматизация Подвижные игры Интеллектуальные игры
Манипуляции младенца, нервнобольного и т.д. Строительное искусство ребенка (конструктор, пластилин и т.д.) Драматическое искусство ребенка (сюжетные игры) Драматизация + бег Шашки, шахматы, ребусы и т.д.

Л.С. Выготский: игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста

· Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов

· В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых

· Всякая игра есть игра по правилам

· Игра требует от ребенка действий

· Игра – источник развития

По мнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготский ближе всего подошел к раскрытию психологической природы игры.

Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе

Развитие игры связано со всем ходом развития ребенка. В первую половину года у ребенка опережающим является формирование сенсорных систем. В то время, как двигательные системы только начинают развиваться, движения ребенка носят хаотичный характер, сенсорные системы уже становятся относительно управляемыми.

Большое значение в возникновении игры играет формирование акта хватания, в ходе которого связь между зрительным восприятием и движением устанавливается мгновенно. Что в последствии приведет к возможности ребенка манипулировать предметами.

Ф. И. Фрадкина:

Развитие строения игрового действия в пределах раннего детства понимается как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к действиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих действий.

Наблюдения автора за поведением собственного внука натолкнули на мысль: «процесс овладения предметными действиями происходит у ребенка только в совместной деятельности с взрослым».

Предпосылки для перехода к ролевой игре:

ü В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением

ü Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных действий

ü Происходит обобщение действий и их отделение от предметов

ü Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим название себя именем взрослого

ü происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий

ü возникает тенденция действовать самостоятельно, но по образцу взрослого

Глава 5: Развитие игры в дошкольном возрасте

Общая характеристика развития игры:

· происходит переход от малолюдных группировок к многолюдным

· переход от неустойчивых группировок к более устойчивым

· переход от бессюжетных игр к сюжетным

· от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету

· от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни

· происходит изменение конфликтов у старших по сравнению с младшими

· переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организованно на основе взятых на себя ролей

· изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется

2 мотивационных плана в игре детей младшего дошкольного возраста:

1. непосредственное побуждение действовать с предоставленными в распоряжение ребенка игрушками

2. мотив, образующий фон для осуществляемых действий с предметами (взятие на ребенка определенной роли, которая обуславливает выбор игрушек)

Как происходит развитие роли в игре?

ü Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком (это и является основным мотивом игры)

ü В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли: в первом периоде младшего дошкольного возраста ребенок еще не отождествляет себя полностью с тем человеком, роль которого он на себя принял. Во втором же периоде возникает критическое отношение к выполнению своей роли или роли своих товарищей.

ü Внутренняя сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать именно отношения людей друг к другу

По результатам, полученным в ходе эксперимента, Д.Б. Эльконин выделил 4 уровня развития игры:

Уровень Особенности игры
Первый центральным содержанием является выполнение действий с предметами; роли так же определяются характером действий, причем действия однообразны.
Второй для ребенка важно соответствие игрового действия реальности; роли называются детьми; намечается разделение функций; логика действий определяется жизненной последовательностью; расширяется количество действий
Третий Основным содержанием игры становится выполнение роли; все действия вытекают из роли, которые ясно очерчены; логика и характер действий определяются взятой на себя ролью; появляется специфическая ролевая речь; нарушение логики действие не допускается
Четвертый Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям; речь носит явно ролевой характер; ребенок ясно видит одну линию поведения на всем протяжении игры; действия развертываются в четкой последовательности; ясно вычленены правила;

На четвертом уровне развития игры появляются некие правила, установленные детьми в ходе игры. В связи с этим, необходимо рассмотреть стадии в подчинении правилу в ролевой игре.

1. Правила отсутствуют, так как фактически еще нет роли. Дети руководствуются стихийными желаниями.

2. Явно правила еще не выступают, но в случаях конфликта правило импульсивное превосходит желание.

3. Правило явно выступает в роли, но еще полностью не определяет поведение и нарушается при возникновении мгновенного желания произвести другое привлекательное действие.

4. Поведение определяется взятыми на себя ролями. Правила определяют все.

Общий путь развития подчинения правилу выглядит следующим образом:

полное неподчинение правилу появление правила, но преобладание желания преобладание правила над желанием, но не во всех случаях полное преобладание правила над желанием

Глава 6: Игра и психическое развитие

По мнению Д.Б. Эльконина игровая деятельность играет очень важную роль в психическом развитии ребенка, однако значение ролевой игры исследовано еще недостаточно.

1. Игра и развитие мотивационно – потребностной сферы

Игра выстпаует как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка.

ü Здесь происходит первичная эмоционально – действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности.

ü Возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых

ü Возникает потребность быть взрослым

ü Возникает новая форма мотивов (мотивы начинают иметь форму обобщенных намерений)

2. Игра и преодоление «познавательного эгоцентризма»

Игра выступает как реальная практика:

ü смены позиции при взятии на себя роли

ü отношений к партнеру по игре с точки зрения то роли, которую выполняет партнер

ü действий с предметами в соответствии с приданными им значениями

ü координации точек зрения на значения предметов без непосредственного манипулирования ими

В игровой деятельности происходит познавательная и эмоциональная «децентрация» ребенка

3. Игра и развитие умственных действий

В игре могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которые могут приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. В игре развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.

Выводы:

1. Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

2. Проблемой игры занимались:Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, Е.А. Аркин, Ф. Бойтендайк, К. Гроос, В. Штерн, Ж. Пиаже и другие ученые – психологи.

3. С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.

4. По мнению Л.С. Выготского, игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста, где

· Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов

· В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых

· Всякая игра есть игра по правилам

· Игра требует от ребенка действий

· Игра – источник развития

5. Д.Б. Эльконин выделил4 уровня развитии игры, которые различаются по содержанию, значению роли для ребенка, наличием правил и рядом других признаков.

6. Общий путь развития подчинения правилу выглядит следующим образом:

полное неподчинение правилу появление правила, но преобладание желания преобладание правила над желанием, но не во всех случаях полное преобладание правила над желанием

7. Игра оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка в целом. Особенно на развитие мотивационно – потребностной сферы, умственных действий. Так же игра помогает ребенку преодолеть познавательный и эмоциональный эгоцентризм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: