Структурными подразделениями санитарно - эпидемиологического надзора объекта.
Для участия в ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях за счет имеющихся лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений Минздрава России создаются (привлекаются) нештатные формирования Службы. Основными из них являются:
На федеральном и региональном уровнях:
1. Бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско - гинекологические, трансфузиологические, токсикологические, психотерапевтические, инфекционные, детские хирургические, радиологические и др.).
2. Санитарно - эпидемиологические отряды.
3. Санитарно - эпидемиологические бригады (эпидемиологические, радиологические, санитарно - гигиенические (токсикологические) бригады);
4. Специализированные противоэпидемические бригады.
На территориальном, местном и объектовом уровнях:
1. Бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);
2. Специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсикологические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.).
3. Бригады специализированной медицинской помощи.
4. Бригады первой врачебной помощи (врачебно - сестринские бригады).
5. Бригады доврачебной помощи.
6. Санитарные посты.
7. Санитарно - эпидемиологические отряды.
8. Санитарно - эпидемиологические бригады.
9. Группы эпидемиологической разведки.
Профиль, количество, сроки готовности нештатных формирований Службы, а также лечебно - профилактические и санитарно - эпидемиологические учреждения, на базе которых они создаются, определяются начальниками Службы, исходя из медико - санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителя учреждения - формирователя, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.
Для создания формирований Службы, подготовки ее кадров и решения научных задач на всех уровнях используются расположенные на данной территории медицинские учебные заведения и научно - исследовательские институты, лечебно - профилактические и санитарно - профилактические учреждения. Головным учреждением по подготовке кадров Службы является Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф ВЦМК "Защита".
Учитывая, что служба медицины катастроф Минздрава России является основой ВСМК, она также строит свою работу на основе принятых РСЧС режимов функционирования: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Ранее указанные мероприятия по режимам деятельности ВСМК в равной мере относятся и к службе медицины катастроф Минздрава России.
В соответствии с Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций лечебно - эвакуационные, санитарно - гигиенические и противоэпидемические мероприятия организуются и выполняются силами и средствами территориальных звеньев (территориального, местного и объектового уровня) Службы, на территории и объектах которых возникла чрезвычайная ситуация.
В случаях, когда силы и средства территориальных звеньев Службы не могут самостоятельно справиться с ликвидацией медико - санитарных последствий чрезвычайной ситуации, по их просьбе или по инициативе вышестоящей Межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф и по решению соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям привлекаются силы и средства вышестоящего (в т.ч. ведомственного подчинения) местного, территориального, регионального или федерального уровней. При необходимости органы управления вышестоящих уровней службы медицины катастроф могут взять на себя руководство ликвидацией медико - санитарных последствий чрезвычайной ситуации.
Медико - санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях силами и средствами Службы включает: лечебно - эвакуационное, санитарно - гигиеническое, противоэпидемическое обеспечение, медицинские мероприятия по защите населения и личного состава, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, снабжение медицинским имуществом.
Лечебно - эвакуационное обеспечение при ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.
Ее существо заключается в последовательном и преемственном оказании пораженным медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации в сочетании с их эвакуацией в лечебные учреждения, способные обеспечить оказание специализированной медицинской помощи в полном объеме.
Во всех случаях до эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа пораженным должны быть выполнены мероприятия по устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни в данный момент, предупреждению тяжелых осложнений и обеспечивающих транспортировку без существенного ухудшения их состояния.
Санитарно - гигиеническое обеспечение в чрезвычайных ситуациях включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в их ликвидации.
Основными мероприятиями санитарно - гигиенического обеспечения в чрезвычайных ситуациях являются:
- оценка санитарно - гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, действующих на здоровье населения и окружающую среду; организация санитарно - гигиенических мероприятий по защите населения и персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; осуществление санитарно - эпидемиологического надзора за выполнением гигиенических норм и санитарных правил, организацией питания, водоснабжения, банно - прачечного обслуживания; организация санитарно - эпидемиологического надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе чрезвычайной ситуации;
- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, за наличием специальной одеждой, средств защиты и правильным их использованием; участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием, надзор за захоронением погибших и умерших; организационно - разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий и населения в зоне (районе) чрезвычайной ситуации.
Противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения, а в случае их появления - локализации и ликвидации эпидемических очагов. Оно включает: организацию и проведение санитарно - эпидемиологической разведки; мероприятия по предупреждению заноса инфекционных заболеваний в зону (район) чрезвычайной ситуации, активное раннее выявление, изоляцию инфекционных больных, их эвакуацию в инфекционные больницы, выявление лиц с хроническими формами инфекционных заболеваний и бактерионосителей; соблюдение противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации; выявление подвергшихся риску заражения лиц и организацию наблюдения за ними; изоляционно - ограничительные мероприятия; дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию; профилактические прививки и экстренную профилактику; санитарно - разъяснительную работу.
Мероприятия по медицинской защите предназначаются для предупреждения или уменьшения воздействия поражающих факторов на население и спасателей в чрезвычайных ситуациях. Они включают:
- содействие обеспечению населения и спасателей медицинскими препаратами, индивидуальными средствами профилактики поражений (антидотами, радиопротекторами, средствами санитарной обработки и т.п.), участие в обучении правилам и приемам пользования ими;
- проведение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению или снижению отрицательного воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
- участие в психологической подготовке населения и спасателей;
- организация и соблюдение санитарного режима на этапах медицинской эвакуации, контроль радиоактивного и химического заражения личного состава, а также выполнение других защитных мероприятий в формированиях и учреждениях Службы.
Медицинское снабжение представляет комплекс мероприятий по удовлетворению потребностей в медицинском имуществе органов управления, формирований и учреждений Службы и организуется в соответствии с Положением по организации медицинского снабжения службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Для выполнения первоочередных работ при ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создается резерв медицинского имущества на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Порядок формирования, накопления, размещения, хранения, пополнения и освежения медицинского имущества резерва определяется Положением о резервах медицинского имущества для чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура медицинского имущества и его количество определяются с учетом возможной медико - тактической обстановкой по нормам снабжения медицинским имуществом службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях и табелям оснащения формирований службы медицины катастроф.
Ответственными за накопление и содержание резерва медицинского имущества для Службы на федеральном и региональном уровнях является Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Минздрава России при непосредственном участии управления организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарственными и медицинскими изделиями Минздрава России, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующие органы управления здравоохранением.
Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения Российской Федерации. Непосредственное руководство Службой осуществляет один из заместителей Министра здравоохранения Российской Федерации. Начальниками служб медицины катастроф на региональном уровне являются: представитель Министра здравоохранения Российской Федерации в федеральном округе, на территориальном и местном уровнях - руководители соответствующих органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, на объектовом - руководитель здравоохранения объекта.
Органами управления Службы на федеральном, региональном, территориальном уровнях являются соответственно ВЦМК "Защита" Минздрава России, филиалы ВЦМК "Защита", территориальные центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов Службы. Штабы Службы подчиняются начальникам служб медицины катастроф соответствующего уровня. На местном уровне функции штабов Службы выполняют станции (подстанции) скорой медицинской помощи, а на объектовом - специально назначенными должностными лицами по делам ГО и ЧС. По решению органов исполнительной власти на местном уровне могут создаваться центры медицины катастроф.
Начальники Службы на всех уровнях являются одновременно председателями межведомственных координационных комиссий Всероссийской службы медицины катастроф.