Основные задачи системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Содержание паспорта ПОО.

Идентификация ПОО

.. Разработка Идентификации по приказу МЧС Украины №98.

Разработка этого документа регламентируется приказом МЧС Украины №98 от 23 февраля 2006 г. "Об утверждении методики идентификации потенциально опасных объектов", зарегистрированного Министерством юстиции Украины 20 марта 2006 г. за №286/12160.

Для разработки Идентификации по приказу МЧС Украины №98 необходимо предоставить следующие исходные данные:

полное и краткое название субъекта хозяйственной деятельности;

официальное название объекта, для которого разрабатывается идентификация;

полностью фамилия, имя, отчество руководителя предприятия;

должность руководителя предприятия;

форма собственности;

идентификационный код предприятия;

орган, к сфере управления которого принадлежит предприятие;

коды видов экономической деятельности (коды КВЭД);

юридический адрес субъекта хозяйственной деятельности;

месторасположение (почтовый адрес) объекта повышенной опасности;

перечень основных структурных подразделений;

стоимость основных производственных фондов;

площадь предприятия;

размер санитарно-защитной зоны;

общее количество работников;

год введения объекта в эксплуатацию;

сведения о внесении в государственные (отраслевые) реестры (кадастры);

выходят ли поражающие факторы за пределы объекта (если выходят, то для каких структурных подразделений).

Перечисленные выше исходные данные могут быть в следующих документах (поэтому достаточно будет предоставить только эти документы):

ПЛАС;

Декларация безопасности объекта повышенной опасности;

Паспорт потенциально опасного объекта;

Свидетельство о государственной регистрации объекта повышенной опасности;

Свидетельство о регистрации потенциально опасного объекта;

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

Справка из Областного управления статистики.

Содержание:

1. Общая характеристика опасного объекта.

2. Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций.

3. Характеристика аварийности и травматизма.

4. Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Ситуационный план.

6. Расчетно-пояснительная записка.

К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных ЧС на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС.

На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных ЧС и индивидуального (потенциального) риска.

Построение изолиний риска осуществляется от максимально -7 -1возможных значений до 10 x 10 год.

Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.

Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.

Разработка расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.

В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.

В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС.

При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения ЧС, если источником ЧС являются аварии или ЧС на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.

Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

- титульный лист;

- список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

- аннотация;

- содержание (оглавление);

- задачи и цели оценки риска;

- описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;

- методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска ЧС;

- описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

- результаты оценки риска ЧС, включая ЧС, источниками которых могут явиться аварии или ЧС на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;

- анализ результатов оценки риска;

- выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;

- рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на опасном объекте.

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС — в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий.

Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Это министерство и его учреждения организуют и ведут:

мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду;

мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса;

мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод;

мониторинг и прогнозирование опасных геологических процессов, включающий три подсистемы контроля: экзогенных и эндогенных геологических процессов и подземных вод.

Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются:

сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев

(элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;

создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы;

организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно широкий круг задач (объектов или предметов), состав которых обусловлен целями и задачами управленческого характера.

Наиболее значимыми и остро необходимыми задачами (объектами или предметами) прогнозирования являются:

вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, размеров их зон;

возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей;

потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Для решения задач прогнозирования используются соответствующие методики.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также для принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В последние годы активно внедряются методы планирования мероприятий по данной проблеме на основе прогнозирования и анализа рисков чрезвычайных ситуаций.

Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и лабораторного контроля призвана обеспечивать обнаружение радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения окружающей среды (воздуха, воды, почвы, растительности, продовольствия и других объектов), а также производить засечку ядерных взрывов и контроль физических факторов поражения: полей избыточного давления; тепловых, акустических, электромагнитных зон поражения; динамику изменения инженерной, пожарной и гидродинамической обстановки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: