Жизнь и здоровье человека являются главными ценностями, которые, как уже было отмечено, невозможно ни заменить, ни компенсировать. Поэтому важнейшей задачей является защита населения в чрезвычайных ситуациях, включая каждого человека. Федеральный закон "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" определяет права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от ЧС.
Гарантии граждан РФ заключаются в правах:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в государственные органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей и ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, перечисленных выше, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности;
- не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Угроза безопасности населения в чрезвычайных ситуациях определяется как состояние, при котором создается опасность для жизни и здоровья человека или группы людей, а также для их собственности при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях заключается в состоянии, при котором путем соблюдения правовых норм, выполнения экономических, инженерно-технических и других требований осуществления специальных мероприятий максимально снижается вероятность воздействия потенциальных опасностей на человека или группы людей, на их имущество и среду обитания при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Комплексная защита населения в чрезвычайных ситуациях достигается как совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от опасностей, возникающих в результате стихийных и экологических бедствий, аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, либо воздействия современных средств поражения.
Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях обеспечивается комплексом организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на предотвращение или максимальное снижение угрозы жизни и здоровью людей, потери их личного имущества и нарушения жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации, а также организацию поиска и спасения людей, оказание медицинской помощи пораженным и создание нормальных условий жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации.
Поражение людей в чрезвычайной ситуации определяется как воздействие на человека или группу людей поражающих факторов физического, химического и биологического (бактериального) характера при возникновении чрезвычайной ситуации, приводящее к их гибели либо нарушению здоровья.
В результате такого воздействия возможно появление:
- пострадавшего в чрезвычайной ситуации, то есть человека пораженного либо понесшего материальные убытки или моральный ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
- пораженного в чрезвычайной ситуации, то есть травмированного или раненного либо частично утратившего здоровье в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
Основополагающей во всей деятельности по обеспечению защиты населения является "Концепция защиты населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" (концепция защиты населения), которая разработана с учетом положений федеральных законов "Об обороне", "О безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", других нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности Российской Федерации.
Концепция защиты населения является дальнейшим развитием в современных условиях "Основных принципов защиты населения от оружия массового поражения" (1963 года), сохраняет преемственность заложенных в них подходов к обеспечению безопасности человека в военное время, а также предусматривает возможность использования в целях защиты населения в мирное время созданных ранее органов управления, сил и средств гражданской обороны; в ней декларируются основополагающие, принципиальные положения по организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и военного характера, излагаются защитные мероприятия и главные направления их реализации, а также особенности осуществления и этапы совершенствования защиты населения на период до 2005 года.
Основаниями для подготовки и осуществления мероприятий по защите населения Российской Федерации от ЧС природного, техногенного и военного характера являются:
- риск для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов современных средств поражения, аварий опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий как в мирное, так и в военное время;
- право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС, предоставляемое законодательством Российской Федерации;
- обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения от ЧС, регламентированные законодательством;
- факт воздействия на человека поражающих факторов ЧС.
Защита населения является одним из направлений обеспечения безопасности человека и устойчивого функционирования объектов и отраслей экономики в ЧС природного, техногенного и военного характера. Она осуществляется в условиях, когда, несмотря на принимаемые меры превентивного характера, возникает реальная угроза жизни и здоровью людей. Защита населения в ЧС мирного и военного времени осуществляется с целью предотвращения или максимального снижения его поражения (потерь).
Защита населения организуется и проводится в соответствии со следующими основными принципами:
1. Защите в условиях ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России.
2. Вопросы защиты населения в ЧС имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности. Защита населения от ССП, аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий является важнейшей задачей государства, Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), органов государственной власти и управления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.
3. Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся заблаговременно, по территориально - производственному принципу и одновременно для условий ЧС техногенного, природного и военного характера.
4. Мероприятия по подготовке к защите и самозащите населения в условиях ЧС планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом военно-экономического и административно-политического значения отдельных районов, городов и объектов экономики, в зависимости от складывающейся в ЧС обстановки, вида, продолжительности и степени возможной и реальной опасности, особенностей расселения, природно-климатических и других местных условий.
5. Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей страны по их реализации, перспектив развития ССП и изменения потенциально опасных технологий и производств.
6. Мероприятия по защите населения проводятся с учетом рационального расходования ресурсов, максимального использования имеющихся и вновь создаваемых производств, зданий и сооружений, технических средств и имущества по двойному назначению - с целью защиты и в интересах экономики и обслуживания населения.
7. Основным объектом защиты населения является личность с ее правом на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС.
8. Защита населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени достигается в результате комплексного применения различных средств и способов защиты и осуществления мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность в условиях ЧС.
9. С целью эффективного решения задач по защите населения заблаговременно создаются Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГСЧС) и система гражданской обороны страны, осуществляющие комплекс мероприятий по защите населения в ЧС (соответственно) мирного и военного времени, который, как правило, включает:
- анализ и прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;
- непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, включая экологический мониторинг;
- оповещение (предупреждение) населения об угрозе и возникновении ЧС;
- эвакуацию населения из опасных зон и районов;
- инженерную, медицинскую, радиационную и химическую защиту населения;
- применение режимов защиты населения на зараженной территории;
- оперативное и достоверное информирование населения о состоянии защиты населения от ЧС, принятых мерах по обеспечению его безопасности, о прогнозируемых и возникающих ЧС, о порядке действий и выполнения мер защиты в ЧС;
- подготовку к действиям в ЧС населения, руководителей и специалистов организаций, а также сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение спасательных и других неотложных работ в районах (зонах) ЧС и очагах поражения;
- принятие мер по защите и недопущению потребления населением зараженных продовольствия и воды;
- финансовое и материальное обеспечение мероприятий по защите населения от ЧС.
Одной из основ формирования общегосударственной и территориальных систем защитных мер и дифференцированного подхода к организации защиты населения является зонирование территории страны по видам и степени возможной опасности для населения. К ним относятся:
- приграничная зона, прилегающая к государственной границе, устанавливается Правительством РФ;
- зона возможных разрушений;
- зона возможных сильных разрушений;
- зона возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения);
- зона возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения);
- зона возможного катастрофического затопления;
- зона возможного опасного землетрясения;
- зона возможного селевого потопа;
- зона возможного опасного пожара.
Кроме того, определяются:
- зона бедствия - часть территории или отдельная местность в зоне чрезвычайной ситуации, сильно пострадавшая и требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;
- район чрезвычайного положения - территория или отдельная местность, на которой введен правовой режим временного государственного управления, определенный законодательными актами Российской Федерации либо республик в ее составе в целях обеспечения безопасности населения при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных чрезвычайной ситуацией или массовыми беспорядками;
- очаг поражения - ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия современных средств поражения произошли массовая гибель или поражение людей различной степени тяжести, уничтожены сельскохозяйственные животные и растения, значительно разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды;
- эпидемический очаг - место заражения и пребывания заболевшего или заболевших инфекционной болезнью вместе с окружающими его людьми и животными либо территория, в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей возбудителями инфекционных заболеваний;
- зона временного отселения - территория, откуда при угрозе или во время возникновения чрезвычайной ситуации эвакуируется или временно выселяется население с целью обеспечения его безопасности.
Применительно к выделенным зонам разрабатываются типовые варианты защиты населения и персонала объектов экономики для районов со сходными условиями и проводятся мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям по защите населения.
Приоритетное значение для эффективной защиты населения имеют превентивные меры, снижающие людские потери и материальный ущерб в случае возникновения ЧС. К важнейшим из них относятся:
- проведение соответствующей государственной политики, включая законодательство, экономику, управление;
- ведение градостроительной политики и политики в области расселения с учетом интересов защиты населения;
- рациональное размещение потенциально опасных объектов;
- строительство объектов, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций в соответствии с требованиями нормативных документов по проектированию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
- осуществление надзора и контроля в области защиты населения от ЧС;
- экспертиза проектов и лицензирование деятельности потенциально опасных объектов и производств;
- мониторинг окружающей среды;
- своевременная разработка и реализация необходимых защитных мероприятий и др.
Основные направления реализации комплекса мер по обеспечению защиты населения включают в себя следующие системы и мероприятия.
1. Оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС и постоянное его информирование об обстановке, которое достигается:
- поддержанием автоматизированных систем централизованного оповещения в постоянной готовности к оповещению населения в ЧС, их организационно-техническим сопряжением с системами передачи информации о воздушном (наземном) нападении и других ЧС;
- организационно-техническим сопряжением территориальных систем централизованного оповещения и систем оповещения на объектах народного хозяйства;
- созданием постоянно действующих локальных систем оповещения и информации населения в зонах возможного катастрофического затопления, в районах размещения предприятий ядерной энергетики, атомной и химической промышленности и других потенциально опасных объектов и их организационно-техническим сопряжением с системами наблюдения и лабораторного контроля;
- приоритетным использованием общегосударственных и ведомственных систем связи, радио, проводного и телевизионного вещания, радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.
2. Наблюдение и контроль за состоянием и зараженностью окружающей среды, продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами, другими опасными веществами и микроорганизмами, обеспечиваемые:
- созданием и поддержанием в постоянной готовности общегосударственной и территориальных систем наблюдения и лабораторного контроля с включением в них существующих учреждений независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности;
- организацией сбора, обработки и передачи информации населению о состоянии окружающей среды, а также о загрязнении продуктов питания, пищевого сырья, фуража и воды радиоактивными, химическими веществами и бактериальными средствами, другими опасными веществами и микроорганизмами.
3. Предоставление населению возможности приобретения в личное пользование средств контроля и индивидуальной защиты, а также строительства защитных сооружений на правах личной и кооперативной собственности.
4. Инженерная защита населения обеспечивается его укрытием в защитных сооружениях. Создание фонда защитных сооружений достигается через:
- заблаговременное строительство защитных сооружений (ЗС) и укрытий по государственному плану и частичному централизованному финансированию;
- приспособления под ЗС подвальных помещений, цокольных и наземных этажей во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;
- приспособления под убежища метрополитенов;
- приспособления под ЗС ГО горных выработок и других подземных полостей;
- возведение в угрожаемый период простейших укрытий и быстро возводимых убежищ и противорадиационных укрытий.
Имеющийся фонд ЗС ГО независимо от ведомственной принадлежности используется для хозяйственных, культурных и бытовых нужд в порядке, определяемом органами гражданской обороны без ущерба для выполнения задач по предназначению.
Все убежища и другие ЗС, построенные в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по их проектированию, приватизации не подлежат.
5. Эвакуация населения из опасных районов и зон (кроме зон карантина) проводится в случае угрозы для жизни и здоровья людей. Эвакуации подлежит все население данного района или отдельные его категории и группы, эвакомероприятия могут иметь массовый характер и проводиться в короткие сроки (максимально сжатые сроки) с задействованием всех видов транспорта или осуществляться постепенно, поэтапно в зависимости от обстановки.
6. Медицинская защита, которая включает меры по предотвращению или уменьшению тяжести поражения людей, своевременному оказанию помощи пострадавшим и их лечению, обеспечению эпидемического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций.
7. Защита от биологических средств поражения, включающая своевременное выявление угрозы или факта биологического заражения, его вида и масштабов, а также комплекс административно-хозяйственных, режимно-ограничительных и специальных мероприятий. Она обеспечивается:
- своевременным использованием средств коллективной и индивидуальной защиты;
- введением режимов карантина и обсервации;
- обеззараживанием очага поражения;
- проведением экстренной и специфической профилактики;
- соблюдением противоэпидемического режима объектами экономики, медицинскими учреждениями и населением.
8. Радиационная и химическая защита населения, которая включает прогнозирование, выявление и оценку радиационной и химической обстановки, дозиметрический и химический контроль, соблюдение населением типовых режимов радиационной защиты, организацию и проведение специальной обработки.
9. Всеобщее обучение населения способам защиты, умению использовать подручные и табельные средства защиты, оказывать первую помощь пострадавшим организуется начальниками ГО в учреждениях, на предприятиях и по месту жительства (по территориально-производственному принципу) в объемах и содержании, определяемом возможными в том или ином регионе чрезвычайными ситуациями. При этом создаются все условия для получения населением необходимых консультаций и рекомендаций. Кроме того, разъяснение этих положений ведется через средства массовой информации или путем выдачи специальных памяток, до него доводится порядок действий в случаях возникновения таких ситуаций. В целом порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определен Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 года N738.
10. Реализация основных положений концепции защиты населения достигается путем:
- создания законодательной базы в области защиты населения и ее совершенствования с учетом изменяющихся условий;
- принятием Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующих постановлений и распоряжений;
- разработки нормативных документов и стандартов по вопросам защиты населения;
- разработки и реализации федеральных, отраслевых и территориальных программ по обеспечению комплексной защиты населения, или по его защите от отдельных видов опасностей;
- включения мероприятий по обеспечению защиты населения в Государственный заказ;
- разработки типовых планов защиты персонала потенциально опасных объектов и проживающего вокруг них населения;
- проведения учений и других мероприятий оперативно-боевой подготовки по защите населения;
- включения требований по обеспечению защиты населения в законодательные, директивные, нормативные документы и стандарты по другим вопросам.
Особенностями организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени, заключающимися в обеспечении защиты населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, считаются организационные, технические и другие меры, исключающие или сводящие до минимума возможность возникновения ЧС, опасных для жизни и здоровья человека на предприятиях, транспорте, других объектах, а также способствующие своевременному предупреждению о возникновении стихийных бедствий.
В целях их реализации на территории страны устанавливаются единые требования безопасности функционирования потенциально опасных объектов на уровне не ниже аналогичных требований, действующих в ведущих странах мира. На таких объектах проводятся исследования и анализ безопасности производства, выявляются наиболее уязвимые места, разрабатываются и осуществляются мероприятия по их устранению. Вновь строящиеся опасные производства размещаются с таким расчетом, чтобы в случае аварии на них обеспечивалась безопасность мест проживания людей.
Защитные мероприятия в ЧС осуществляются с учетом специальных критериев для мирного времени.
По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации населению, проживающему в зонах возможного заражения, могут бесплатно выдаваться в постоянное пользование средства индивидуальной защиты. С этой целью в установленном порядке может быть использована часть средств защиты, предназначенных на военное время.
Для обеспечения защиты населения от современных средств поражения в военное время задействуются все способы и средства защиты и ведения спасательных и других неотложных работ.
В этих целях:
- ведется подготовка к переводу объектов строительной индустрии на работу по плану расчетного года;
- приводятся в техническую и оперативную готовность защитные сооружения ГО и пункты управления;
- производятся работы по дооборудованию существующих заглубленных помещений и ускоренному строительству недостающих простейших укрытий с последующим их дооборудованием до ПРУ;
- разбронируются средства индивидуальной защиты и организуется выдача их соответствующим категориям населения;
- приводятся в полную готовность системы и средства оповещения, силы и средства наблюдения и контроля;
- уточняются планы общей и частичной эвакуации населения, в необходимых случаях из отдельных районов производится отселение;
- по заранее разработанным ускоренным программам организуется и в массовом порядке проводится обучение населения способам защиты от современных средств поражения и действиям в условиях военного времени;
- на предприятиях, продолжающих работу в военное время и не имеющих достаточного количества убежищ, сооружаются быстровозводимые убежища для укрытия наибольшей работающей смены и формируются необходимые системы жизнеобеспечения;
- приводятся в готовность невоенизированные формирования ГО, при необходимости часть формирований выводится в загородную зону. Создается Группировка сил и средств для ведения спасательных и других неотложных работ;
- проводится комплекс мероприятий по информированию населения об обстановке, его морально-психологической адаптации к сложившимся условиям;
- развертывается массовая вакцинация населения и другие мероприятия экстренной и специфической профилактики;
- при необходимости вводятся специальные режимно-ограничительные меры и правила поведения населения;
- осуществляются мероприятия по световой маскировке городов, населенных пунктов и объектов экономики.
Указанные мероприятия проводятся в соответствии с ранее разработанными планами гражданской обороны по установленным степеням готовности.
Для обеспечения заблаговременной подготовки и максимального привлечения ресурсов в военное время в целях защиты населения разрабатывается план на расчетный год, в котором:
- в специальном разделе ("Мероприятия гражданской обороны") предусматривается строительство (изготовление) средств коллективной и индивидуальной защиты, приборов разведки и контроля, медицинских аптечек, а также оборудование систем централизованного и локального оповещения;
- в территориальных мобилизационных планах по мероприятиям ГО предусматривается строительство защитных сооружений, осуществление мероприятий по защите водоисточников, водопроводных сооружений, продовольствия, пищевого сырья и фуража и другие мероприятия ГО.
При этом работа по планированию проводится в один этап. В республиках, краях, областях в соответствии с методическими рекомендациями федеральных органов и на основе исходных данных по предприятиям, получившим оборонный заказ, формируется и утверждается мобилизационный план, выписки из которого доводятся до соответствующих предприятий и организаций.
Анализ показывает, что население в своем большинстве проявляет неприятие повышенного риска, исключительно отрицательно относится к неточной или искаженной информации; так называемая "воспитательная работа" его раздражает; с другой стороны, значительная часть общественного мнения легко поддается крайним оценкам и его носители доводят себя до синдрома "фобии" (особенно это заметно на примере аварии на ЧАЭС).
Поэтому имеет важнейшее значение полная гласность и открытость информации в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Указанные органы обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по другим каналам о состоянии защиты населения от ЧС и принятых мерах по обеспечению его защиты, о прогнозируемых и возникших ЧС природного и техногенного характера, о способах и средствах защиты от них.
Требования по обеспечению гласности и информации в области защиты населения от ЧС установлено Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Опыт показывает, что сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения от ЧС зачастую влечет за собой панические настроения среди населения, препятствуют принятию своевременных и адекватных мер по спасению людей и локализации ЧС, приводит, в конечном счете, к увеличению материальных и людских потерь в условиях ЧС.
Должна обеспечиваться большая гласность и информированность в области защиты населения от ЧС военного характера.
Органы государственной власти и местного самоуправления, органы ГО должны информировать население и должностных лиц о состоянии, способах и средствах защиты населения от ЧС военного характера в объеме, устанавливаемом требованиями документов по сохранению государственной и военной тайны.
Одновременно с дальнейшим развитием, совершенствованием и поддержанием в готовности автоматизированной системы централизованного оповещения необходима сеть автоматизированных локальных систем оповещения вокруг потенциально опасных производств и объектов.
Такое требование объясняется тем, что система централизованного оповещения, обладая высокой эффективностью по доведению информации до больших масс населения в военное время, не всегда может быть задействована в мирное время при возникновении ЧС.
Зачастую она не позволяет оперативно и выборочно доводить информацию о возникновении ЧС до населения, проживающего в непосредственной близости от потенциально опасных объектов.
Локальные же системы оповещения обеспечивают быстрое доведение информации об авариях только до тех групп населения, которые непосредственно подвергаются опасности.
Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях достигается как целенаправленное накопление гражданским населением знаний, приобретение и закрепление навыков, необходимых при защите от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, либо воздействием современных средств поражения, а также при участии в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации и очагах поражения.
Огромное значение имеет морально-психологическая подготовка населения, то есть процесс формирования у населения психологической устойчивости к возникновению источников чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья человека и оказывающих дезорганизующее воздействие на его психику, а также психологической готовности к выживанию и активным действиям в чрезвычайных ситуациях, что достигается постоянным, целенаправленным процессом, включающим указанные выше мероприятия, а также соответствующую политику в области средств массовой информации, кино и других видов искусства; всех уровней и форм образования.
Пренебрежение обучением и морально-психологической подготовкой населения может привести в чрезвычайной ситуации к тяжелым последствиям, в том числе к неоправданным потерям.
Способы защиты населения можно классифицировать по трем группам:
1. Укрытие в защищенных сооружениях.
2. Эвакуация и рассредоточение.
3. Использование средств индивидуальной защиты и медицинских средств.
К основным понятиям при укрытии населения относятся следующие. Укрытие населения в средствах коллективной защиты - это сбор, размещение и обеспечение пребывания населения в средствах коллективной защиты с целью сохранения жизни и здоровья при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе при воздействии современных средств поражения.
Защитным сооружением называется инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварии или катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Убежище - это защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей от воздействия высоких температур и продуктов горения при пожарах, поражающих факторов ядерного оружия, опасных химических веществ и радиоактивной грунтовой пыли.
Противорадиационное укрытие (ПРУ) - это защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от воздействий ионизирующих излучений при радиоактивном загрязнении местности и обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии.
Средство коллективной защиты населения - это защитное сооружение, предназначенное для укрытия группы людей с целью защиты их жизни и здоровья от последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Защитные сооружения классифицируются:
- по назначению: для защиты населения, для органов управления, для систем и средств связи и т.д.;
- по месту расположения: отдельно стоящие, встроенные, тоннели, горные выработки, сооружения метрополитена, склады, гаражи и т.д.;
- по времени воздействия: построенные заблаговременно и быстровозводимые (БВЗС);
- по защитным свойствам: убежище и ПРУ.
По степени защиты от ударной волны и в зависимости от коэффициентов защиты (Кзащ) от γ- и нейтронного излучений их делят на 4 класса:
- убежища 1-го класса рассчитаны на избыточное давление во фронте ударной волны не менее 5 кгс/см2 (500 кПа) и имеют Кзащ не менее 5000;
- убежища 2-го класса должны выдерживать избыточное давление не менее 3 кгс/см2 (300 кПа) и ослаблять внешние n- и нейтронное излучения не менее чем в 3000 раз;
- убежища 3-го класса рассчитаны на избыточное давление не менее 2 кгс/см2 (200 кПа) и Кзащ 2000;
- убежища 4-го класса рассчитаны на избыточное давление не менее 1 кгс/см2 (100 кПа) и имеют Кзащ 1 000.
По вместимости убежища могут строиться на 150, 300, 600, 900, 1200, 1500, 1800, 2100, 2500, 3000 человек и более. Строительство убежищ меньшей вместимости допускается в исключительных случаях при малочисленности работающей смены. На предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих численность работающей смены 50 человек и менее, могут строиться убежища, обеспечивающие коллективную защиту группы объектов.
Основными проектными документами в области защиты населения являются СНиП 2.01.51-90 и "Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий ГО". Основные требования "Норм проектирования ИТМ ГО". В табл. 14 показана классификация защитных сооружений ГО, на рис. 26- планировка убежища.
Инженерная защита населения в целом включает в себя следующие основные мероприятия:
1. Наполнение и содержание фонда ЗС ГО.
2. Подготовка к сооружению БВЗС.
3. Прогнозирование инженерной обстановки.
4. Планирование инженерного обеспечения аварийных работ.
5. Подготовка водоснабжения в ЧС.
6. Подготовка и содержание дорожной сети.
7. Подготовке к светомаскировке.
8. Подготовка личного состава инженерно-технических служб и формирований ГО.
9. Организация обезвреживания невзорвавшихся боеприпасов.
Таблица 14
Классификация защитных сооружений ГО
Группа ПРУ | Кзащ по g - излучению при РЗМ | Выдерживаемое давление DРф, кгс/см2 | Класс убежищ | Выдерживаемое давление кПа (кгс/см2) | Кз от проникающей радиации |
I | 200 и более | 0,2 | A-I | 500 (5) | |
II | 200 и более | Не рассчитывается | A-II | 300 (3) | |
III | 100...200 | 0,2 | A-III | 200 (2) | |
IV | 100...200 | Не рассчитывается | A-IV | 100 (1) | |
V | 50...100 | Не рассчитывается | |||
VI | 20...50 | Не рассчитывается | Для АЭС | 200 (2) | |
VII | 10...20 | Не рассчитывается | 100 (1) |
Особенностями современного подхода к вопросам инженерной защиты можно отнести следующие выводы и решения, принятые правительственными органами РФ.
Принято решение отказаться от практики нового строительства защитных сооружений вместимостью более 1200 человек в городах и населенных пунктах для всего их населения. Основным методом дальнейшего накопления фонда защитных сооружений считается комплексное освоение подземного пространства городов с обеспечением возможности приспособления помещений в нем при угрозе возникновения ЧС для защиты и жизнеобеспечения населения.
Опыт войны в Персидском заливе, а также проведенные исследования показали, что наиболее вероятным воздействием в ходе войны будет применение высокоточного оружия по специальным целям (военные объекты, пункты управления, предприятия энергетики, промышленности, транспорта и т.д.). Крупные защитные сооружения в жилой застройке и на предприятиях сами могут стать объектами нападения. Комплексное же освоение территории подземного пространства позволит рассредоточить укрываемых в нем по территории города, сократить затраты на инженерную защиту в мирное время (до введения особого положения), создаст резерв помещений для приспособления их в случае необходимости под убежища и ПРУ.
Рис. 26 Планировка убежища
Сохраняется практика строительства убежищ на объектах, имеющих важное оборонное, экономическое, административно-политическое значение и ответственных за жизнеобеспечение населения. Перечень таких объектов определяется Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Возведение защищенных пунктов управления предусматривается дополнительно в черте городов, на радиационно и химически опасных объектах, в поселках атомных станций, на объектах, имеющих важное оборонное, экономическое и административно-политическое значение, а также на объектах, ответственных за жизнеобеспечение населения.
Размещаться указанные ЗПУ должны в зонах с наименьшими вероятностями поражения и с учетом обеспечения устойчивости работы систем управления, связи и оповещения.
Данное обстоятельство диктуется тем, что при возникновении ЧС наиболее эффективное управление противоаварийными действиями, спасательными и другими неотложными работами обеспечивается только непосредственно на месте их проведения.
В районах вокруг АЭС и химически опасных объектах должно предусматриваться строительство специальных зданий (помещений) с повышенными изолирующими и герметическими свойствами.
Опыт показал, что при авариях на радиационно и химически опасных объектах население не располагает достаточным временем для эвакуации. Строительство же специальных защитных сооружений для его укрытия требует огромных материальных затрат. Наиболее оптимальный способ защиты в этих условиях - укрытие в приспособленных помещениях жилых, общественных и производственных зданий. Их изоляция (герметизация) обходится значительно дешевле строительства убежищ и укрытий.
Требуется введение бюджетных субсидий и других экономических стимулов для застройщиков, поощряющих их к освоению подземного пространства городов и приспособлению помещений для защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС.
В качестве методов стимулирования застройщиков можно использовать инвестирование строительства из широкого круга источников (госпредприятия, АО, частные фирмы и т.п.), а также предоставление части осваиваемого пространства указанным предприятиям и организациям на достройку, в аренду и т.п., с указанием в договорах обязанностей по использованию помещений для защиты населения от ЧС.
Эвакуация населения представляет собой комплекс мероприятий по организационному выводу и вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения.
Эвакуация населения проводится:
- по производственному признаку (рабочие, служащие, члены семей, работники сферы образования, государственные служащие и т.д.);
- по территориальному признаку;
- общая;
- частичная - до общей, которой подлежат учащиеся, студенты, учреждения образования, НИИ, КБ, дома престарелых.
Группы населения в эвакуации:
- рабочие и служащие объектов народного хозяйства (экономики), не прекращающие работу, и члены их семей;
- работники государственных органов, рабочие и служащие, работа которых осуществляется в загородной зоне, и члены их семей;
- население, незанятое в сфере производства и обслуживания.
Загородная зона - территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, расположенная вне пограничной зоны, зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, а также вне зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и пригодная для жизнедеятельности местного и эвакуированного населения.
Перечень территорий субъекта Российской федерации, относящихся к загородной зоне и расположенных вне зон потенциальной опасности определяются органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с командованием соответствующего военного округа и регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В военное время работающие смены объектов экономики, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, остаются на своих местах и подлежат рассредоточению после прибытия из загородной зоны отдыхающих смен.
Не подлежат эвакуации нетранспортабельные больные, военнообязанные, имеющие мобпредписания, члены семей военнослужащих, эвакуируемые по планам органов военного командования.
Эффективность эвакуационных мероприятий обеспечивается:
- созданием и подготовкой органов управления (эвакуационных органов);
- заблаговременной разработкой планов эвакуации;
- подготовкой загородных зон, районов (пунктов, баз) размещения эвакуированного населения с соответствующим обеспечением условий его жизнедеятельности;
- подготовкой транспортных органов и всех видов транспорта к своевременному и качественному выполнению массовых эвакуационных перевозок;
- проведением комплекса мер по инженерному, химико-техническому, медицинскому, материально-техническому, информационному и другим видам обеспечения, охране общественного порядка.
Места размещения сборных эвакуационных пунктов, маршруты эвакуации, районы (пункты, базы) размещения эвакуированного населения и порядок проведения эвакуации согласовываются с соответствующими органами местного самоуправления, военного командования, заинтересованными министерствами, ведомствами и объектами экономики. Эвакомероприятия осуществляются в соответствии с Положением о порядке эвакуации населения страны.
Рассредоточением называется организационный вывоз (вывод) и размещение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих работу в городах и на важных объектах, расположенных вне этих городов. Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.
Планирование рассредоточения и эвакуации - одна из важнейших задач штабов ГО всех степеней. В масштабе города проведение эвакомероприятий планируется штабом ГО города. Основной документ, определяющий объем, содержание, сроки проведения мероприятий по рассредоточению и эвакуации населения и порядок из выполнения - это план ГО (раздел по защите населения). Выписки из этого плана доводятся до сведения штабов ГО городских районов и объектов народного хозяйства в части их касающейся.
Исходными данными для планирования эвакуации населения города являются:
- общая численность проживающих в городе;
- количество предприятий, учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других учреждений и организаций;
- количество рабочих и служащих, подлежащих рассредоточению вместе с членами их семей;
- количество подлежащих эвакуации;
- количество населенных пунктов сельской местности и помещений в них, пригодных для размещения людей, учреждений и организаций; их санитарное состояние;
- наличие железнодорожных, автомобильных и водных путей и их пропускная способность;
- количество железнодорожных станций и платформ, пристаней и причалов, пунктов посадки и высадки; состояние мостов; возможности повышения пропускной способности дорог и водных путей;
- наличие в городе и загородной зоне медицинских учреждений, медицинского персонала, медикаментов и профилактических средств; возможности медицинского обеспечения населения на сборных пунктах, в пути следования и в районах размещения рассредоточиваемых и эвакуируемых;
- наличие и размещение запасов продовольствия и предметов первой необходимости; количество и пропускная способность предприятий общественного питания; наличие хлебозаводов, пекарен и их производительность; возможность организации подвижных пунктов питания; порядок доставки продовольствия и предметов первой необходимости;
- наличие защитных сооружений, их вместимость и защитные свойства; наличие материалов и конструкций для строительства БВУ и ПРУ;
- наличие и места хранения индивидуальных средств защиты, порядок и сроки обеспечения ими рассредоточиваемых и эвакуируемых;
- наличие водоисточников, их характеристика, возможности и сроки строительства новых;
- метеорологические условия, характерные для данной местности; возможности возникновения зон катастрофического затопления и других стихийных бедствий.
В городах, районах и на объектах народного хозяйства (предприятиях, организациях и учебных заведениях) создаются эвакуационные комиссии, а в сельской местности - эвакоприемные комиссии. Городская (районная) эвакуационная комиссия создается по решению главы городской (районной) администрации. Ее председателем назначается один из заместителей главы администрации. В состав комиссии входят ответственные работники органов местного самоуправления - руководители важнейших отделов (транспорта, связи, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, военкомата и др.).
Объектовая эвакуационная комиссия создается по решению начальника ГО объекта. В ее состав включаются представители завкома, отдела кадров, штаба и служб ГО объекта, начальники цехов; председателем назначается один из заместителей руководителя объекта. Комиссия занимается:
- учетом рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;
- определением состава пеших колонн и уточнением маршрутов их движения;
- решением вопросов транспортного обеспечения;
- подготовкой ППЭ, районов рассредоточения и эвакуации, пунктов посадки и высадки;
- организацией связи и взаимодействия с районной (городской) эвакуационной комиссией и сборным эвакуационным пунктом;
- установлением связи с эвакоприемной комиссией и приемным эвакопунктом сельской местности и решением совместно с ними вопросов размещения, трудоустройства, материального обеспечения, медицинского и бытового обслуживания эвакуируемого населения.
Эвакуация и рассредоточение являются сложными мероприятиями, требующими высокого уровня организации и материально-технического обеспечения.
В настоящее время считается нецелесообразной при угрозе нападения противника с применением оружия массового поражения заблаговременная общая эвакуация населения одновременно из всех категорированных городов, зон возможных сильных разрушений объектов особой важности (расположенных вне категорированных городов) и зон возможного катастрофического затопления (в пределах 4-часового добегания волны прорыва).
Проведенные исследования показали, что заблаговременная общая эвакуация больших масс населения сразу по всей стране вызовет непредсказуемые последствия:
- потерю управления;
- дезорганизацию промышленности, транспорта, всех без исключения систем жизнеобеспечения;
- панические настроения среди населения и т.п.
Кроме того:
- начало такой эвакуации может спровоцировать противника на активные ответные действия;
- из крупнейших городов осуществить заблаговременную эвакуацию всего их населения в кратчайшие сроки практически невозможно;
- в ряде регионов страны вообще отсутствуют условия для размещения большого количества людей в загородной зоне.
Общая эвакуация как исключительная мера может осуществляться только в отдельных регионах страны, прилегающих к районам предполагаемых конфликтов с применением оружия массового поражения.
При угрозе нападения противника с применением оружия массового поражения допускается проводить заблаговременную частичную эвакуацию нетрудоспособного и не занятого в производстве населения одновременно из всех категорированных городов, зон возможных сильных разрушений объектов особой важности (расположенных вне категорированных городов) и зон возможного катастрофического затопления (в пределах 4-часового добегания волны прорыва).
А при угрозе применения обычных средств поражения допускается осуществлять частичную эвакуацию отдельных категорий населения (детей, больных, пенсионеров и т.п.) из приграничной зоны в районе возможного нападения противника. Из указанного района приграничной зоны по решению начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации с получением распоряжения (сигнала) командования военного округа может производиться эвакуация (отселение) всего населения.
Осуществление полной эвакуации населения из приграничной зоны, из района боевых действий и далее из прифронтовой полосы целесообразно производить при нападении противника.
В то же время проведение эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях мирного времени является эффективным способом защиты.
В связи с этим необходимо предусматривать эвакуацию населения из зон возможной опасности при угрозе возникновения ЧС, а также в ходе проведения спасательных и других неотложных работ из зон и районов ЧС.
Опыт аварий на Чернобыльской АЭС и химкомбинате в г. Ионава, землетрясения в Армении и спасательных работ в пос. Ягодное Магаданской области показал высокую эффективность эвакуационных мер. Но в каждом случае эвакуация проводилась по своему сценарию.
Радиационная и химическая защита (РиХЗ) - это комплекс мероприятий ГО по предотвращению или ослаблению воздействия радиоактивного излучения, отравляющих веществ и СДЯВ.
Радиационная безопасность определяется как состояние, при котором путем соблюдения правовых норм, выполнения основных санитарных правил и технических требований, а также проведения соответствующих организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий максимально ослабляется или исключается вредное воздействие ионизирующего излучения на организм человека, ограничивается радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также окружающей природной среды.
Обеспечение радиационной безопасности - это комплекс организационных, технических и специальных мероприятий, направленных на исключение или максимальное снижение опасности вредного воздействия ионизирующих излучений на организм человека, уменьшение или ограничение радиоактивного загрязнения людей и окружающей среды до предельно допустимой нормы.
Режимом радиационной защиты населения является порядок действия населения и применения им средств и способов защиты в зоне радиоактивного загрязнения с целью возможного уменьшения доз облучения.
Химическая безопасность определяется как состояние, при котором путем соблюдения правовых норм и санитарно-гигиенических правил, выполнения технологических и инженерно-технических требований, а также проведения соответствующих организационных и специальных мероприятий исключаются условия для химического заражения или поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, загрязнения окружающей природной среды опасными химическими веществами в случае возникновения химической аварии.
Обеспечение химической безопасности - это комплекс организационных, технических и специальных мероприятий, направленных на исключение или максимальное снижение опасности вредного воздействия на организм человека, сельскохозяйственных животных и растений химического заражения и загрязнения окружающей природной среды опасными химическими веществами в результате возникновения химической аварии.
Химической защитой населения является комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по предупреждению и ослаблению воздействия опасных химических веществ на жизнь и здоровье людей в чрезвычайных ситуациях.
Основная цель РиХЗ - не допустить или максимально ослабить воздействие радиактивного излучения, отравляющих и СДЯВ на людей, сельскохозяйственных животных, продовольствия, пищевого сырья, воду и тем самым исключить или уменьшить потери.
Задачи РиХЗ:
- своевременное обнаружение и прогнозирование РиХ - заражения, неспецифическое обнаружение БОВ, включая установление факта и предупреждения населения и служб ГО;
- надежная защита сил ГО, населения, сельскохозяйственных животных, продовольствия, фуража, воды от поражения и защиты от радиоактивного воздействия и О и СДЯВ;
- ликвидация последствий заражения, в первую очередь обеззараживанием.
Задачи РиХЗ решаются:
- заблаговременным накоплением и поддержанием в готовности средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля.
Объемы и места хранения определяются дифференцированно в соответствии с установленными зонами возможной опасности. Указанными средствами обеспечиваются в первую очередь личный состав формирований, участвующих в спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, а также персонал радиационно и химически опасных объектов и население, проживающее в зонах возможного заражения вокруг них;
- своевременным внедрением средств (в том числе технических), способов и методов выявления и оценки масштабов и последствий применения противником современных средств поражения, а также аварий (разрушений) на радиационно и химически опасных объектах экономики;
- созданием унифицированных средств защиты, приборов и комплектов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля как для условий военного, так и мирного времени;
- приобретением населением в установленном порядке в личное пользование средств индивидуальной защиты и контроля;
- созданием на объектах, имеющих сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), систем обнаружения и контроля зараженности этими веществами окружающей среды, а также локальных систем оповещения;
- созданием систем автоматизированного контроля за радиационной обстановкой на территориях атомных станций и в зонах наблюдения этих станций;
- разработкой типовых режимов радиационной защиты населения и функционирования объектов экономики в условиях заражения местности;
- заблаговременным приспособлением объектов коммунально бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта;
- обучением всего населения использованию средств индивидуальной защиты и режимам поведения на зараженной местности;
- созданием банка данных о радиационно и химически опасных объектах.
Под пожарной безопасностью понимают состояние объекта народного хозяйства или иного назначения, при котором путем выполнения правовых норм, противопожарных и инженерно-технических мероприятий исключается или снижается вероятность возникновения и развития пожара, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.
Обеспечение пожарной безопасности достигается комплексом организационных, противопожарных и специальных мероприятий, направленных на исключение условий возникновения пожаров и воздействия на людей опасных факторов пожара или его максимальное уменьшение, а также для обеспечения защиты материальных ценностей, в числе которых:
- прогнозирование возможной пожарной опасности;
- роведение инженерно-технических и пожарно-профилактических мероприятий по повышению противопожарной устойчивости городов, других населенных пунктов и объектов народного хозяйства (экономики);
- соответствующая подготовка пожарных служб населения;
- создание постов из числа работающих;
- оценка пожарной обстановки и наблюдение за ней;
- обеспечение необходимого количества средств пожаротушения;
- разведка очагов пожаров;
- функционирование средств сигнализации и оповещения;
- локализация и тушение пожаров.
При возникновении пожара главной задачей, как и в любой ЧС, является спасение людей. Особенностью пожаров являются образование дыма и других газообразных продуктов горения, которые и являются в первую очередь причинами гибели или тяжелого поражения людей. Другая особенность заключается в паническом страхе человека перед огнем, который выражается в полной потере самообладания и беспредельном желании "убежать" от пламени. В этой ситуации люди прыгают с любого этажа, в воду и т.д.
К числу простых, но надежных мероприятий, относится обеспечение путей эвакуации из зоны пожара, включая заранее разработанный и доведенный до сведения людей план вывода из помещения, изображенный графически на видном месте, обозначение световыми сигналами мест выхода; обеспечение обозначенных проходов и проездов свободными. Пути выхода с верхних этажей должны быть наружными или иметь постоянно открытые выходы дыма.
Землетрясение, как уже говорилось выше, является одной из самых разрушительных ЧС.
Сейсмическая безопасность - это состояние, при котором путем выполнения правовых норм, инженерно-технических и сейсмозащитных требований, а также проведения соответствующих мероприятий достигается уменьшение или практическое исключение опасности возникновения поражающих факторов и ограничение негативного воздействия дестабилизирующих факторов землетрясений на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зонах вероятной чрезвычайной ситуации сейсмического происхождения.
Обеспечение сейсмической безопасности достигается комплексом организационных, прогнозных, инженерно-технических, сейсмозащитных и специальных мероприятий, направленных на предотвращение и уменьшение опасности негативного воздействия на людей, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду дестабилизирующих факторов, вызываемых землетрясением, к котором относятся:
- организация службы оповещения;
- обучение населения действиям при землетрясении;
- создание специальных научных организаций по изучению и прогнозированию землетрясений;
- разработка и неуклонное выполнение специальных проектных требований для сейсмически опасных районов;
- формирование специализированных служб сейсмической защиты.
Аналогично достигается предотвращение потерь и при других природных ЧС.
Медицинская защита населения в чрезвычайных ситуациях определяется как комплекс организационных, лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение или ослабление воздействия на людей поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, оказание пораженным всех видов медицинской помощи и их лечение в зоне чрезвычайной ситуации, включающей:
- планирование и использование существующих сил, средств и больничной базы органов здравоохранения не